Светлана Свибович
Использование карточек-схем в развитии связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная организация обучения детей связной речи очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обоснованно использование оригинальных творческих методик одной из них является мнемотехника.
Публикация «Использование карточек-схем в развитии связной речи у дошкольников» размещена в разделах
Мнемотехника –система различных приемов облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциации. Все мы прекрасно знаем, что в дошкольном возрасте наглядный материал имеет большое значение, без наглядности очень трудно, практически невозможно провести полноценное занятие.
Вспомним,по каким направлением ведется работа по развитию связной речи у дошкольников :
• обогащение словарного запаса
• обучение составлению пересказов
• разучивание стихотворении
• отгадывание загадок
• освоение морфологических средств языка
• формирование зкр
• чтение художественной литературы
• совершенствование диалогической речи
• подготовка к монологической речи.
Следует помнить, что у каждой возрастной группы свои направления и задачи.
Мнемотаблицы или мнемосхемы можно использовать практически во всех направлениях в работе над связной речью у дошкольников. Овладение детьми приемами работы с карточками схемами, значительно сокращает время обучения и одновременно решает ряд задач направленных на:
• развитие памяти,внимания, образного мышления
• перекодирования информации, преобразование абстрактных символов в образы
• развитие ммр при частичном и полном графическом воспроизведении
Напомню,что представляет собой мнемосхема, это лист А4 разделенный на 6-8 квадратов. В каждом квадрате закодирован определенный признак предмета или явления. Мной и Л. А. собран дидактический альбом, в котором есть схемы описания предметов, игрушек. овощей, фруктов, времен года, жизни животных, птиц, посуды, одежды. Есть мнемосхемы, которые помогут составить рассказ о цветах, деревьях, домах, растениях, а также выучить стихотворение, чистоговорку, скороговорку.
Работаю с мнемосхемами второй год. Применяю их не только на занятиях по развитию речи, на занятиях по лепке и аппликации схемы помогут объяснить этапы выполнения поделки, по окружающему миру объяснить новый материал или проанализировать опыт-эксперимент. На занятия по ФЭМП запомнить состав числа, цифру решить задачу. При чтении художественной литературы пересказать небольшое произведение.
Считаю что работа с данным пособием позволяет достичь положительных результатов в усвоении программного материала. Время на объяснение нового материала сокращается, а запоминание облегчается. Ребята с легкостью разгадывают и кодируют признаки предметов и явления. Понимают задачу и переносят общую схему на свою собственную, дополняя информацией из собственного жизненного опыта. Могут составить собственную схему при минимальной помощи взрослого. Опираясь на схему, ребёнок может составить рассказ из 5-6 предложении, в группе есть ребята составляющие рассказ из10-15 предложении. Работаем над разными видами рассказов:
-описание (предметов, игрушек, фруктов, овощей)
-повествование (описание жизни животных,птиц, времен года)
-рассказ -рассуждение (опыт,эксперимент)
-пересказ (художественное произведение)
Ввожу в работу не только составление рассказов по готовым схемам, но и составление собственных схем, по которым ребята составляют рассказы. Составлять ребятам свои рассказы нравится, выполняют задания с удовольствием. Как правило, дети, не пропускавшие занятие с мнемотаблицами, затруднении при работе с ними не имеют. В этом году завела тетради, в которые вклеиваю работы детей. Удобно тем, что сразу видно детей делающих успехи и тех ребят, которым необходима помощь.
Работа с мнемосхемами должна проводиться 2-3 раза в месяц, только при таких условиях можно увидеть хороший результат.
Считаю работу с мнемотаблицами одной из методик опережающей развитие ребенка, но не превышающей его возможности, она помогает раскрыть потенциал зоны ближайшего развития. Методику можно применять во всех направлениях по обучению дошкольников связной речи, а также применять во всех видах непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель Свибович С. Ю.