Борис Елена
Консультация по обучению грамоте детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Специфические трудности в обучении грамоте детей с нарушениями речи :
1. Нарушение фонематического слуха.
2. Несовершенство анализа и синтеза
3. Нарушение звукопроизношения.
4. Ограниченное поле зрения «Узкое поле чтеца»
5. Не развитость общей и мелкой моторики
Последовательность обучения грамоте.
Анализ:
1. Выделение из речи предложения. Рассматривать картинку, составлять рассказ 3-5 предложений. Скажи 1, 2 или 3 предложения.
Публикация «Консультация по обучению грамоте детей в детском саду» размещена в разделах
2. Деление предложения на слова «выделение нужного слова»
Скажи предложение еще раз.
Посчитай сколько слов. Составь схему.
3. Деление слов на слоги.
Выделение нужного звука.
РАБОТА НАД ЗВУКОМ.
4. Выделение нового звука и его характеристики:
- Гласный/ согласный
Почему? Докажи!
Звук [а] – гласный, - так как выдыхаемый воздух проходит без преграды.
Звук [П] –согласный, так как выдыхаемая струя воздуха встречает преграду. (Губы)
Преграды образуют : -губы
- зубы
- язык
Если звук согласный – спрашиваем : КАКОЙ?
Нельзя спрашивать : ПОЧЕМУ?. Потому что ребенку мы не объясняем артикуляцию палатализации (смягчения).
5. Демонстрация артикуляции звука с объяснениями.
Очень важно, чтобы к моменту изучения звука он должен быть поставлен.
Поэтому, последовательность изучения звуков и букв должна соответствовать онтогенезу.
Сначала изучаем звуки раннего онтогенеза. В конце - звуки позднего онтогенеза. (и йотированные гласные (Е. Ё, Ю, Я)
6. Работа, упражнения, направлены на формирование фонематического слуха.
А) Послушай слово и скажи, есть ли в нем новый звук
Б) Посмотри на картинки, скажи, что нарисовано, отбери только те, в названиях которых есть новый звук.
На картинках должны быть слова, содержащие 1, 2, 3 СЛОГА. И не должно быть звуков сходной артикуляции. И не должно быть звуков сходной артикуляции. Особенно при изучении гласных.
Например : слово МОЛОКО – не подходит. [м алако]
Сначала : КОТ. ДОМ. Ослик.
В) Скажи свое слово. Картинки можно не убирать.
Все три упражнения должны сопровождаться слогозвуковым анализом:
В этом слове есть новый звук? Где стоит новый звук (в начале, середине или в конце слова?
Переход от анализа к синтезу
Используются одни и те же слова. С каким новым звуком мы познакомились? Расскажи о новом звуке
1. Работа с буквой.
Игра «Поймай звук».
Звук поймали, «посадили» на бумагу и он «превратился» в букву. Эти звуки обозначаются буквой (Звук – это то, что мы слышим. Буква – это то, что пишем.)
8а.) Усвоение графического образа буквы.
Этот звук обозначается буквой.
Вывешивается плакат, только печатные буквы представлены.
8а.) Усвоение графического образа буквы.
Этот звук обозначается буквой.
Вывешивается плакат, только печатные буквы представлены.
Основные приемы (видим букву первый раз)
Установление образа буквы самим учеником
Мы: На что похожа буква?
Ребенок отвечает
Далее стихотворение о букве
8б) Работа с конструктором
Мы : Какие элементы ты видишь? Например – белая бумага, длинные и короткие полоски. Элементы для О и Полуовалы
Ребенок отвечает
Мы : Как ты их положишь?
Ребенок отвечает (Положили)
Букву Рассыпали! Ребенок еще раз собирает букву с проговариванием.
8в) Вылепливаем, выкладываем букву (например из веревочек)
Сколько колбасок будем лепить?
Как ты их согнешь?
Как ты их расположишь
8 г) Нахождение новой буквы в кассе. (- в большой кассе, в своей кассе,тексте. (Напечатать на листе ряд букв)
Найди новую букву. Закрась ее. (Любым цветом - кроме красного, синего и зеленого) Т. к при раскрашивании в эти цвета – мы формируем связь – БУКВА- КРАСНАЯ, Но ударение в слове (позовем слово) рекомендуется отмечать красным, для того, чтобы формировать связь - «Ударение ставим только над гласными»
Это задание сопровождается вопросом – Как ты ее узнал?
9. Усвоение рукодвигательного образа буквы.
Приемы:
А) Показ техники печатания.
- На доске с объяснением : 2 а раза. 1й раз – показываем и объясняем
П –от угла вниз ведем на две клеточки. Возвращаемся. От угла клеточки ведем вправо. От угла ведем вниз на 2 клеточки.
По методике к леворуким детям подходим отдельно. Мы показываем только правой рукой.
2й раз – указкой еще раз.
СИНТЕЗ.
10. Чтение слогов и слоговых таблиц.
11. Чтение слов и работа со столбиками слов
12. Чтение слов и работа с текстом. (Соединение ухо, глаз, голова)