Ирина Барсукова
Консультация педагога-психолога «Как помочь ребенку подготовиться к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь ребенку подготовиться к школе
Начало обучения в школе это переломный этап в жизни ребенка. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новые условия.
Школа — это большие физические и эмоциональные нагрузки. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных с его предыдущим опытом. Трудно все: сам режим учебных занятий, много новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.
Публикация «Консультация педагога-психолога „Как помочь ребенку подготовиться к школе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»
Для первоклассников соблюдение режима дня имеет особое значение, т. к. чередование труда и отдыха способствует лучшей адаптации к условиям школы, а нарушения - приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.
1. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
2. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Если «тормошить» ребенка, у него может выработаться неприязнь к раннему подъему.
3. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупредили.
4. Перед школой не ругайте и не читайте нотаций. На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо!», чем «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся!».
5. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться.
6. Если ребенок жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
7. Если увидите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
8. После школы не торопитесь сажать ребенка за уроки, надо 2-3 часа отдохнуть для восстановления сил.
9. Во время приготовления уроков дайте ребенку возможность работать самому, но если нужна помощь, наберитесь терпения.
10. С первого учебного дня превратите вечерний (ни в коем случае не утренний) сбор портфеля в ритуал: в пустой портфель ребенок сам складывает по расписанию в дневнике по очереди все необходимые учебные предметы, тщательно проверяя содержимое папки для тетрадей и пенал.
11. Давайте своему ребенку побольше мелких поручений (конечно, важных для него) и обязательно проследите, чтобы они были выполнены в точности. Превратите в интересную, веселую игру складывание вещей на стульчик, например, перед сном. Обязательно научите ребенка вешать вещи.
12. Читайте детям на ночь! Это развивает умение слушать, детский кругозор и воображение. Из заинтересованного слушателя ребенок постепенно превращается во вдумчивого читателя.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Уважаемые родители!
Эти и многие другие игры помогут вам создать благоприятные условия для развития произвольного внимания, памяти, воображения, мышления. Кроме того, эти развивающие игры позволят определить, на какие стороны психологической готовности к школе следует обратить особое внимание.
РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Затем ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
РАЗВИВАЕМ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите реб нка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, и после этого предложите реб нку расставить вс, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещ поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат!
РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Следующий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
ТРЕНИРУЕМ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ
Предложите ребенку игру «Как это можно использовать?» - найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, Вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как градусник для куклы, удочку и т. д.
Тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» Н. Н. Серова
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще неспособны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка. 12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит : "Мама, мы пойдем в школу вместе!" Занесите свои ответы в таблицу: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны - оставьте клетку пустой.
1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ 14/ 15/
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова их общая сумма.
Если общий показатель принимает значение: до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать 1сентября, по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни
Вашего ребенка;
5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским педагогом- психологом.
А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;
2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;
3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;
4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры;
5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.