Анна Котовчихина
Повышение коммуникативной компетентности дошкольников путём использования имитационных игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике» Цицерон
Имитационные игры и упражнения – игры и упражнения, основанные на подражательных или «изобразительных» движениях, и направленные на развитие жестов, мимики, пантомимики детей, выразительности их движений в целом.
Основными целями таких игр и упражнений является:
• развитие творческих способностей детей,
• формирование основ актёрского мастерства,
• раскрепощение детей, создание психологического комфорта для них,
Публикация «Повышение коммуникативной компетентности дошкольников путём использования имитационных игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
• ознакомление с невербальными средствами общения и способами их применения,
• развитие речи и выразительных свойств речи детей.
Имитационные игры и упражнения можно разделить на группы:
1). Игры на подражание (главное в таких играх – подражать действиям, движениям людей, животным, растениям, объектам неживой природы, др.)
2). Игры на показ-узнавание (такие игры помогают узнавать, понимать эмоциональное состояние другого, а также выражать эмоции самостоятельно)
3). Игры на взаимодействие (игры основаны на взаимодействии двух и более участников и понимании друг друга с применением невербальных средств общения).
Формами проведения имитационных игр и упражнений могут быть как групповая, подгрупповая, так и индивидуальная. Продолжительность игр зависит от возраста, подготовленности детей, составляет примерно 5-15 минут. Имитационные игры и упражнения можно включать в занятия, а также проводить во внеурочное время. В процессе проведения подобные игры и упражнения могут иметь музыкальное сопровождение (подобранное в соответствии с содержанием игры).
Ведущие роли в имитационных играх и упражнениях на начальных этапах выполняет взрослый, затем сами дети с помощью и поддержкой взрослого.
Имитационные игры и упражнения не требуют большого количества атрибутов, они легки в исполнении, могут проводиться с группой или подгруппой детей практически в любое время дня; а из-за своей «необычности» (можно превращаться в разных героев, изображать разные эмоции,.) очень нравятся детям, что помогает развивать их и обогащать опыт дошкольников.
КАРТОТЕКА ИМИТАЦИОННЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
ИГРА: «ТИШЕ!»
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.
Возраст: 3 – 4 года.
Ход игры: Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!». Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котёнок».Выразительные движения. Шею вытянуть вперёд, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.
ИГРА: «ЗАКОЛДОВАННЫЙ РЕБЁНОК»
Цель: обучение элементам техники выразительных движений.
Возраст: 4 – 6 лет.
Ход игры: Ребёнка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу вверху, там.
ИГРА: «СОБАКА ПРИНЮХИВАЕТСЯ»
Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы.
Возраст: 4 – 6 лет.
Ход игры: Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряжённой позе. Морда у неё вытягивается вперёд, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.
ИГРА: «УЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ»
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения.
Возраст: 4 – 10 лет
Ход игры: Каждый ребёнок по очереди задумывает эмоцию и показывает её с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.
Каждый ребёнок выбирает себе одну карточку с изображением какого – либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т. д.).
Дети вспоминают что – нибудь весёлое и стараются это выразить мимикой, жестами, пластикой – всем телом. Наблюдают, как это делают другие.
Дети вспоминают что – нибудь печальное., дети вспоминают что – нибудь, вызывающее злость.
ИГРА: «ДИНОЗАВРИКИ»
Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.
Возраст: 3 – 4 года.
Ход игры: Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.
Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.
ИГРА: «ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ»
Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы.
Возраст: 4 – 6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо, взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
ИГРА: «ИДИ КО МНЕ»
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.
ИГРА: «ДО СВИДАНИЯ!»
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих, на палубу моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!».
ИГРА: «СПЯЩИЙ КОТЁНОК»
Цель: обучение приёмам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерические реакции, избирательный мутизм, заикания и др.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Ребёнок исполняет роль котёнка, который ложится на коврик и засыпает. У котёнка мерно поднимается и опускается животик.
Сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
ИГРА: «НОВАЯ КУКЛА»
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы ребёнка.
Возраст: 3 – 4 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
В зале звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».
Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация – это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учётом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребёнка или группы.
ИГРА: «ЛИСЁНОК БОИТСЯ»
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы ребёнка.
Возраст: 3 – 4 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.
Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Собака лает и хватает за пятки (для детей 3 – 4 лет). Ребёнок гуляет. Мимо на поводке идёт собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.
Во время этюда звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».
Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация – это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учётом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребёнка или группы.
ИГРА: «УЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ»
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения.
Возраст: 4 – 10 лет
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Каждый ребёнок по очереди задумывает эмоцию и показывает её с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.
Каждый ребёнок выбирает себе одну карточку с изображением какого – либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т. д.).
Дети вспоминают что – нибудь весёлое и стараются это выразить мимикой, жестами, пластикой – всем телом. Наблюдают, как это делают другие.
Дети вспоминают что – нибудь печальное.
Дети вспоминают что – нибудь, вызывающее злость.
ИГРА: «ИНТЕРВЬЮ»
Цель: расширить круг понимаемых эмоций; развивать способность определять эмоции по графическим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразительных движений (мимики и пантомимики); выяснить с какими цветами у ребёнка ассоциируется различные эмоции.
Возраст: 5 – 10 лет.
Форма игры: групповая.
Ход игры: Взрослый говорит: «Представьте, что каждый из вас стал известным, знаменитым человеком. Все интересуются вашим мнением. Журналист пытается взять у вас интервью и задаёт вам различные вопросы».
Взрослый берёт микрофон и, поочерёдно подходя к каждому ребёнку, предлагает ответить на вопрос или закончить предложение.
Примерные вопросы и незаконченные предложения:
Когда люди смеются?
Что вы чувствуете, когда другие смеются?
Почему?
Что вы делаете, когда рядом кто – нибудь плачет?
Почему?
Люди сердятся, когда…
Люди обижаются, если…
Люди удивляются, когда…
Люди радуются, если…
Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».
Бывают чувства разные:
Прекрасные, опасные,
Сердечные, забавные,
Сердитые и славные,
Весёлые, печальные,
Игральные, молчальные,
Попробуй улыбнуться,
Как клоун на манеже,
И робко потянуться,
Как маленький подснежник.
Попробуй рассердиться,
Как злющая оса.
Попробуй удивиться,
Взглянув на небеса.
Попробуй шею важно,
Как лебедь, выгибать –
Все скажут: «Он отважный!»
И будут уважать.
ИГРА: «ОЖИВЛЯЛКИ»
Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально.
Возраст: 5 – 6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: рисунки детей.
Ход игры: Дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает.
Интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на своё мнение.
ИГРА: «ЛОВИ – ЛОВИ!»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Возраст: 4 – 5 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: палочка длинной 0,5 м с прикреплённым к ней лёгким мячиком на яркой ленте.
Ход игры: Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, ведущий – в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови – лови!». Задача играющих – поймать мяч, который всё время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.