Лучший педагог года

Повышение коммуникативной компетентности дошкольников путём использования имитационных игр и упражнений

Анна Котовчихина
Повышение коммуникативной компетентности дошкольников путём использования имитационных игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

«Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике» Цицерон

Имитационные игры и упражнения – игры и упражнения, основанные на подражательных или «изобразительных» движениях, и направленные на развитие жестов, мимики, пантомимики детей, выразительности их движений в целом.

Основными целями таких игр и упражнений является:

• развитие творческих способностей детей,

• формирование основ актёрского мастерства,

• раскрепощение детей, создание психологического комфорта для них,

Публикация «Повышение коммуникативной компетентности дошкольников путём использования имитационных игр и упражнений» размещена в разделах

• ознакомление с невербальными средствами общения и способами их применения,

• развитие речи и выразительных свойств речи детей.

Имитационные игры и упражнения можно разделить на группы:

1). Игры на подражание (главное в таких играх – подражать действиям, движениям людей, животным, растениям, объектам неживой природы, др.)

2). Игры на показ-узнавание (такие игры помогают узнавать, понимать эмоциональное состояние другого, а также выражать эмоции самостоятельно)

3). Игры на взаимодействие (игры основаны на взаимодействии двух и более участников и понимании друг друга с применением невербальных средств общения).

Формами проведения имитационных игр и упражнений могут быть как групповая, подгрупповая, так и индивидуальная. Продолжительность игр зависит от возраста, подготовленности детей, составляет примерно 5-15 минут. Имитационные игры и упражнения можно включать в занятия, а также проводить во внеурочное время. В процессе проведения подобные игры и упражнения могут иметь музыкальное сопровождение (подобранное в соответствии с содержанием игры).

Ведущие роли в имитационных играх и упражнениях на начальных этапах выполняет взрослый, затем сами дети с помощью и поддержкой взрослого.

Имитационные игры и упражнения не требуют большого количества атрибутов, они легки в исполнении, могут проводиться с группой или подгруппой детей практически в любое время дня; а из-за своей «необычности» (можно превращаться в разных героев, изображать разные эмоции,.) очень нравятся детям, что помогает развивать их и обогащать опыт дошкольников.

КАРТОТЕКА ИМИТАЦИОННЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ИГРА: «ТИШЕ!»

Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.

Возраст: 3 – 4 года.

Ход игры: Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!». Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котёнок».Выразительные движения. Шею вытянуть вперёд, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.

ИГРА: «ЗАКОЛДОВАННЫЙ РЕБЁНОК»

Цель: обучение элементам техники выразительных движений.

Возраст: 4 – 6 лет.

Ход игры: Ребёнка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу вверху, там.

ИГРА: «СОБАКА ПРИНЮХИВАЕТСЯ»

Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы.

Возраст: 4 – 6 лет.

Ход игры: Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряжённой позе. Морда у неё вытягивается вперёд, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.

ИГРА: «УЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения.

Возраст: 4 – 10 лет

Ход игры: Каждый ребёнок по очереди задумывает эмоцию и показывает её с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.

Каждый ребёнок выбирает себе одну карточку с изображением какого – либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т. д.).

Дети вспоминают что – нибудь весёлое и стараются это выразить мимикой, жестами, пластикой – всем телом. Наблюдают, как это делают другие.

Дети вспоминают что – нибудь печальное., дети вспоминают что – нибудь, вызывающее злость.

ИГРА: «ДИНОЗАВРИКИ»

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Возраст: 3 – 4 года.

Ход игры: Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.

ИГРА: «ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ»

Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы.

Возраст: 4 – 6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо, взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

ИГРА: «ИДИ КО МНЕ»

Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.

Возраст: 3 – 4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

ИГРА: «ДО СВИДАНИЯ!»

Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.

Возраст: 3 – 4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих, на палубу моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!».

ИГРА: «СПЯЩИЙ КОТЁНОК»

Цель: обучение приёмам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерические реакции, избирательный мутизм, заикания и др.

Возраст: 3 – 4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Ребёнок исполняет роль котёнка, который ложится на коврик и засыпает. У котёнка мерно поднимается и опускается животик.

Сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

ИГРА: «НОВАЯ КУКЛА»

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Возраст: 3 – 4 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

В зале звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».

Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация – это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учётом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребёнка или группы.

ИГРА: «ЛИСЁНОК БОИТСЯ»

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Возраст: 3 – 4 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.

Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Собака лает и хватает за пятки (для детей 3 – 4 лет). Ребёнок гуляет. Мимо на поводке идёт собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.

Во время этюда звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».

Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация – это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учётом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребёнка или группы.

ИГРА: «УЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения.

Возраст: 4 – 10 лет

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Каждый ребёнок по очереди задумывает эмоцию и показывает её с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.

Каждый ребёнок выбирает себе одну карточку с изображением какого – либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т. д.).

Дети вспоминают что – нибудь весёлое и стараются это выразить мимикой, жестами, пластикой – всем телом. Наблюдают, как это делают другие.

Дети вспоминают что – нибудь печальное.

Дети вспоминают что – нибудь, вызывающее злость.

ИГРА: «ИНТЕРВЬЮ»

Цель: расширить круг понимаемых эмоций; развивать способность определять эмоции по графическим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразительных движений (мимики и пантомимики); выяснить с какими цветами у ребёнка ассоциируется различные эмоции.

Возраст: 5 – 10 лет.

Форма игры: групповая.

Ход игры: Взрослый говорит: «Представьте, что каждый из вас стал известным, знаменитым человеком. Все интересуются вашим мнением. Журналист пытается взять у вас интервью и задаёт вам различные вопросы».

Взрослый берёт микрофон и, поочерёдно подходя к каждому ребёнку, предлагает ответить на вопрос или закончить предложение.

Примерные вопросы и незаконченные предложения:

Когда люди смеются?

Что вы чувствуете, когда другие смеются?

Почему?

Что вы делаете, когда рядом кто – нибудь плачет?

Почему?

Люди сердятся, когда…

Люди обижаются, если…

Люди удивляются, когда…

Люди радуются, если…

Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».

Бывают чувства разные:

Прекрасные, опасные,

Сердечные, забавные,

Сердитые и славные,

Весёлые, печальные,

Игральные, молчальные,

Попробуй улыбнуться,

Как клоун на манеже,

И робко потянуться,

Как маленький подснежник.

Попробуй рассердиться,

Как злющая оса.

Попробуй удивиться,

Взглянув на небеса.

Попробуй шею важно,

Как лебедь, выгибать –

Все скажут: «Он отважный!»

И будут уважать.

ИГРА: «ОЖИВЛЯЛКИ»

Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально.

Возраст: 5 – 6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: рисунки детей.

Ход игры: Дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает.

Интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на своё мнение.

ИГРА: «ЛОВИ – ЛОВИ!»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 4 – 5 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: палочка длинной 0,5 м с прикреплённым к ней лёгким мячиком на яркой ленте.

Ход игры: Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, ведущий – в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови – лови!». Задача играющих – поймать мяч, который всё время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.

Публикации по теме:

Развитие социальных навыков коммуникативной компетентности ребёнка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида "Веточка" городского поселения "Рабочий.

Формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Методическая разработка «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ» Методическая разработка по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ». Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Детский.

Педсовет «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с помощью технологии сотрудничества» МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан Педагогический совет на тему: «Формирование.

Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития посредством использования логоритмики Из опыта работы: «Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития через использование логоритмики» (воспитатель Воротилкина.

Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников» Цель проекта: организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников. Задачи:.

«Развитие социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством знакомства с пуговицей». Проект Проект по социально- коммуникативному развитию «Развитие социально-коммуникативной компетентности детей старшего возраста посредством знакомства.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Технология использования дидактических игр в воспитании дошкольников Технология использования дидактической игры в воспитании дошкольников Технология дидактической игры представляет собой конкретную методику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение коммуникативной компетентности дошкольников путём использования имитационных игр и упражнений
Опубликовано: 1 июня 2018 в 08:31
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение коммуникативной компетентности дошкольников путём использования имитационных игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Анна Котовчихина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД