Юлия Зайцева
Консультация «Особенности развития нервной деятельности. Гигиена нервной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметом научного исследования дошкольной гигиены являются зрение, слух, органы дыхания, пищеварения, голосовой аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, костно-мышечная, мочеполовая и другие системы детского организма.
Значительное внимание уделяется также принципам планирования, строительства и оборудования дошкольных учреждений с оптимальным световым, воздушным и тепловым режимом.
Публикация «Консультация „Особенности развития нервной деятельности, Гигиена нервной деятельности“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитию педиатрии и дошкольной гигиены способствуют современные достижения биологии, педагогики, психологии, эпидемиологии и таких клинических дисциплин, как офтальмология, отолорингология, ревматология, неврология, психиатрия и др.
Опираясь на достижения этих наук, педиатрия и дошкольная гигиена обеспечивают работникам дошкольных учреждений возможность создать соответствующие условия для восстановления здоровья и развития детей, имеющих различные функциональные отклонения, перенесших острое заболевание или страдающих хроническими болезнями.
Необходимо отметить также тесную взаимосвязь педиатрии и дошкольной гигиены с возрастной анатомией и физиологией.
Педиатрия с основами гигиены изучает планирование, строительство, оборудование дошкольных учреждений с оптимальным световым, воздушным и тепловым режимом.
Изучает все системы детского возраста (сердечно-сосудистую систему, дыхательную, выделительную, пищеварительную и т. д.).
Более детально рассматривается организация работы по формированию здорового образа жизни детей раннего и дошкольного возраста.
Развитию педиатрии и дошкольной гигиены способствуют современные достижения биологии, физиологии, педагогики, психологии, эпидемиологии и таких клинических дисциплин, как офтальмология, отолорингология, ревматология, неврология, психиатрия и др.
Педиатрия и дошкольная гигиена тесно связана с возрастной анатомией и физиологией.
Воспитатель, знающий закономерности роста и развития ребенка, особенности его личности способен научно обосновано строить весь учебно-воспитательный процесс.
Предметами данного курса для изучения являются:
- возрастные особенности строения и функций детей раннего и дошкольного возраста.
- здоровье и физическое развитие детей.
- профилактика болезней детей.
- гигиена нервной системы и отдельных органов.
- физическое воспитание.
- гигиенические основы питания, как источника здоровья и нормального развития.
- гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала, медицинское обслуживание в дошкольных учреждениях.
- гигиена окружающей среды.
Укрепление психического здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития подрастающего поколения являются важнейшими социальными задачами любого цивилизованного общества. Психическое здоровье закладывается в детстве. Известный психиатр В. М. Бехтерев писал: «Правильное развитие и здоровье личности является основой государственного благосостояния».
Несомненно, что основные биологические закономерности развития психики ребенка и взрослого едины, но, все же ребенок — это не взрослый в миниатюре. Развитие его организма подчиняется своеобразным психофизиологическим закономерностям. Организм ребенка более уязвим, чем организм взрослого. Не только тяжелые последствия черепно-моз-говых травм, инфекций, интоксикаций, но и разнообразные стрессы влекут за собой задержку или нарушение психического развития детей, вызывают различные нервно-психические расстройства и заболевания.
Почему психика одного ребенка развивается нормально, а с другим ребенком возникают различные проблемы. Почему это случается? — главный вопрос, стоящий перед родителями и воспитателями.
Формирование самосознания идет параллельно общему эмоциональному и умственному развитию ребенка, но необходимая и главная его предпосылка — взаимодействие его со взрослыми, только они могут удовлетворить его жизненные потребности, научить игре, вырабатывая определенное отношение к предметам внешнего мира и к самому себе Спонтанные самоощущения сами по себе не могут сложиться в сколько-нибудь цельный и последовательный образ «Я» Главным источником информации о мире, о себе и о других служат для ребенка взрослые, которые в буквальном смысле слова «определяют», кто он. Они дают ребенку собственное имя и приучают откликаться на него, помогают осознавать функции органов его тела и учат мышлению и всему, что необходимо знать и уметь взрослому человеку. Предоставленный самому себе ребенок никогда не встанет на ноги и не пойдет, даже этому его приходится учить.
Процесс опосредования биологического социальным занимает важнейшее место в формировании личности ребенка. В основе этого процесса лежат механизмы возникновения сложных психических функций, в том числе произвольных волевых движений. В этом случае биологическая основа — рефлекс — опосредуется такими микросоциальными процессами, как речевое общение детей с взрослыми в семье, друг с другом, соответствующая возрасту игровая трудовая деятельность. Ребенок учится брать предметы по указанию матери, и его рефлекторное в своей основе движение опосредуется, направляется в организованный волевой психический акт с помощью матери, произносящей слова («возьми», «отдай» и др.). При этом не только смысловое значение слов, но и тон, интонация сказанного имеют значение для установления глубинной биологической и психологической связи с ребенком. Именно такая общность определяет материнскую любовь, без которой дети не могут развиваться нормально ни в физическом, ни в социальном плане. Отсутствие эмоциональной связи с матерью — главная причина задержки психического развития детей. Они появляются на свет с мозгом, готовым воспринимать и учиться, но без помощи окружающих это им не под силу.
Берегите и любите своих детей!