Получи документы

Консультация для педагогов «Цифровая гигиена»

Наталья Попова
Консультация для педагогов «Цифровая гигиена»

Проблема: насколько нужны нашим детям гаджеты

Думаю, ни у кого сейчас уже не вызовет удивления такая картинка: сидящий в коляске малыш сосредоточенно всматривается в монитор гаджета, тычет пальчиками в кнопки или даже использует электронный курсор для совершения определённых операция, и разражается оглушительным рёвом, если тот случайно выпадает из его маленьких ручек или выключается. А озабоченная своими проблемами мама (или папа) скорее поднимают или включают гаджет снова и возвращают раздражённому малышу. Эх, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало (или не отвлекало!

Публикация «Консультация для педагогов „Цифровая гигиена“» размещена в разделах

Или другая картинка. Автобус, середина дня. Народа немного, но все сидячие места заняты, и в основном, молодёжью. И чем же она занимается? Все в своих телефонах, айфонах, смартфонах и пр. Нужны ли комментарии?

Да, мы, старшее поколение сторонних наблюдателей, отлично понимаем, что это вредно, плохо, но отдаём ли мы себе отчёт в том, НАСКОЛЬКО это вредно.

Чтобы составить себе более или менее понятную картину происходящего, давайте немного погрузимся в суть вопроса.

Перед нами стоит задача выбора, к примеру, какого-то действия. И преподносится она в двух вариантах: текстовом, когда нам надо всё прочитать и усвоить, и в виде, предположим, комикса, но с тем же содержанием. Что мы выберем? Конечно, комикс! И это не стыдно, не неправильно! Так работает наш мозг. Такова его экономика. Выбирая путь решения какой-то задачи, он выбирает наиболее лёгкий. Использование этого свойства мозга учитывается представителями медиаиндустрии в создании различных контентов. Они соревнуются между собой, как и какой контент сделать проще и привлекательнее для потребителя. И мы имеем прямую возможность наблюдать и даже участвовать в переезде из цивилизации текстов и системного мышления в цивилизацию зрительных образов, где нет ни системного мышления, ни аналитического.

Когда мы потребляем этот продукт, фактически мы отправляем свой мозг в спячку, мыслительные процессы в восприятии зрительного контента не участвуют. И, говоря проще, эта система была создана для того, чтобы расстраивать социальные отношения с другими людьми. Ещё в 1997 году время экранного общения равнялось времени общения, так сказать, лицом к лицу. А в 2007, с созданием айфонов, экранное время превосходило время личного непосредственного общения в четыре раза! И эта тенденция только увеличивается, причём в геометрической прогрессии. И сейчас мы пришли, как говорит психолог А. Курпатов, к эпидемии цифрового аутизма, состоянию, при котором молодые люди не могут удерживать длительно контакт друг с другом. Им неинтересен внутренний мир другого человека. Исследования показали, если человек проводит «в телефоне» более 2-3 часов в сутки, у него нарастают депрессивные мысли и возрастают суицидальные наклонности.

Исследования же в области использования гаджетов и их влияния на интеллектуальное развитие показали, что мы резко глупеем, когда держим в руках телефон, но зато объём нашей оперативной памяти и подвижного интеллекта резко возрастает, когда телефона с нами нет.

Изменение в потреблении информации приводит к тому, что мир делится не только на богатых и бедных, но и на умных и глупых. Меняются структуры социального взаимодействия. Отсутствие вертикальных систем управления в социуме, где есть верх и низ, и переход к горизонтальному обществу, ведёт к тому, что мы теряем биологические навыки и возможности к обучению, и от этого хуже учимся, т. е. страдает образовательный процесс. Изменения в коммуникациях приводит к цифровому аутизму, к снижению эмоционального интеллекта, к увеличению цифровой зависимости.

Общая установка на гедонизм, на получение удовольствия при неспособности строить образы будущего приводит к тому, что люди становятся нетолерантны к своим провалам, рассчитывают на быстрый и лёгкий успех, и, следовательно, всё это будет далеко не лучшим образом работать на экономику и цивилизацию в целом.

Самый известный ныне философ Даниэл Денеетт, задавая вопрос, можем ли мы доверить когнитивные функции человека машинам, сам на него и отвечает, шутя: да, конечно, можем, если мы сможем предотвратить атрофию своих познавательных навыков. Именно это сейчас и составляет основную проблему.

Для того, чтобы свести хотя бы минимально эту проблему к нулю, надо соблюдать цифровую гигиену, что должно стать нормой жизни. А также улучшать свои социальные связи и увеличивать количество социальных коммуникаций.

И пора уже, пока не стало слишком поздно, решить, насколько, где, когда и в каком объёме нужны нашим детям всяко-разные гаджеты. Я не за отказ от них, а за разумное их использование!

Консультация поготовлена по материалам выступления психолога А. Курпатова на встрече в Давосе на Всемирном экономическом форуме 21-24 января 2020 г.

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД в подготовительной к школе группе «Личная гигиена — залог здоровья» с использованием ИКТФотоотчет о НОД в подготовительной к школе группе «Личная гигиена — залог здоровья» с использованием ИКТ Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет НОД "Личная гигиена - залог здоровья". Сам конспект и презентация представлены.

Фотоотчет «Все на старт» и краткая статья «Неделя здоровья. Человек и гигиена».Фотоотчет «Все на старт» и краткая статья «Неделя здоровья. Человек и гигиена». С 03.04.2017г. по 07.04.2017 года в нашем детском саду "Кораблик" прошла «Неделя здоровья. Человек и гигиена» Основная цель была направлена.

Фотоотчет занятия недели здоровья «Гигиена полости рта»Фотоотчет занятия недели здоровья «Гигиена полости рта» На этой неделе в нашей группе проводится мероприятие в рамках недели здоровья. В связи с этим помимо отгадывания загадок, рассматривания.

Консультация для педагогов «Что такое лэпбук?» Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику.

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?»Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Консультация для педагогов о майоликеКонсультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для педагогов «Пластилиновые картины»Консультация для педагогов «Пластилиновые картины» Цель : повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и закрепление их в практической деятельности. Дошкольный.

Консультация для педагогов «Слушаем музыку» Слушание музыки на занятии — активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки,.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Цифровая гигиена»
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 19:44
+243Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 117.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД