Приложение МААМ

Консультация «Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи»

Людмила Курлова
Консультация «Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности обучения грамоте детей

с общим недоразвитием речи

Учитель-логопед Курлова Л. А.

Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте. Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка чтения и письма. Качественное обучение дошкольников грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха и фонематического восприятия.

Публикация «Консультация „Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

Выдающийся психолог Л. С. Выготский указывал на необходимость начала обучения грамоте на определенном этапе развития ребенка, когда психические функции его находятся в стадии созревания. Эффективности же в обучении грамоте, по мнению Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: уровня его мышления, восприятия, речи, памяти.

У ребенка также должны быть достаточно развиты речевой слух и «особое зрение на буквы» (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). Мозг человека, как утверждает Т. Г. Визель [1], включает в себя клетки, которые ведают «запоминанием и умением использовать буквы».

Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю.

Звуковой метод обучения грамоте, предложенный К. Д. Ушинским имел как свои преимущества, так и недостатки : большое внимание уделялось знакомству детей со звуковой стороной речи и звуковому анализу (работа велась с целыми звучащими словами, а не с изолированными звуками, но не был дан способ обучения процессу чтения.

И. Н. Шапошников предложил более усовершенствованный метод обучения грамоте. По его методике обучение грамоте идет от деления слова на слоги, а слов на звуки, причем выделяемые звуки обозначаются печатной буквой (процесс письма)с последующим чтением написанного слова (процесс чтения). Но и данная методика не раскрывала самого механизма процесса чтения, момента слияния звуков в слог [6].

Д. Б. Эльконин разработал новую методику обучения чтению. Процесс обучения чтению основывается на звуковой материи языка и состоит из трех взаимосвязанных этапов: выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка; освоение системы гласных фонем, обозначение их буквами, формирование ориентации на гласные фонемы и буквы; освоение системы согласных фонем, обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения.

Система работы по обучению детей грамоте В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько основывается на анализе звучащей речи. Новым в данной системе является другая последовательность изучения звуков и букв. Эта последовательность основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке (от самых употребительных к менее употребительным и затем к малоупотребительным в объеме всего алфавита).

Особого внимания заслуживает методика обучения грамоте дошкольников Л. Е. Журовой [2]. Детей обучают способам овладения умственными действиями — звуковому анализу, позиционному чтению на материале всего алфавита; соблюдается строгая этапность формирования способа чтения. Важным и значимым в данной методике является то, что в процессе обучения дети овладевают действием количественного, а затем и качественного звукового анализа слова [2].

Рассмотренные методики обучения грамоте ориентированы на обучение детей без речевой патологии. Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи требует специальной методики. Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой.

Системы обучения грамоте детей с ОНР разработаны такими ведущими специалистами, как Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина [5]. Рассмотрим особенности, структуру и содержание системы обучения грамоте детей с ОНР.

Л. Ф. Спирова и Р. И. Шуйфер указывают на первостепенность изучения звуко -буквенного состава слов. Процесс обучения грамоте базируется на следующих условиях:

- обучение ведется только на правильно произносимых звуках и словах (обучение грамоте как продолжение обучения произношения);

- предлагается иной порядок изучения звуков и букв по сравнению с методиками обучения грамоте детей без речевой патологии;

- темп прохождения всех звуков более медленный (1,5 года);

- развивается навык быстрой ориентации в звуко - буквенном составе слова;

- весь словесный материал знаком детям;

- проводится углубленная работа по формированию морфологических обобщений;

- параллельно с изучением звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания;

- изучается один и тот же звук и буква;

- ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов.

Т. А. Ткаченко [4] предлагает систему обучения грамоте дошкольников с ОНР, где за основу взята общепринятая последовательность изучения звуков и букв по системе Г. А. Каше [28] (у, а, и, п, т, к, о, ы, с, з, ш и т. д.). Обучение грамоте рассчитано на два года — в старшей и подготовительной к школе группах.

На первом году коррекционной работы дошкольники с общим недоразвитием речи приобретают четкие представления о каждом звуке, совершенствуют навык звукового анализа и синтеза (без введения букв).

Второй год обучения предполагает следующее:

- с первых же занятий дается буквенное изображение изучаемых звуков, что способствует более быстрому запоминанию букв;

- усвоение слоговых структур слов происходит посредством звуко-буквенного анализа и синтеза (работа со схемами, разрезной азбукой);

- выработку навыка послогового чтения (слуховые диктанты). Обязательно учитываются такие важные моменты в обучении детей с речевым недоразвитием :

- название букв дается в соответствии с произнесением звука в конечной позиции слов (мак, дом - что способствует формированию навыка плавного, слитного послогового чтения).

Особого внимания заслуживает система обучения грамоте дошкольников шести лет с общим недоразвитием речи Филичевой Т. Б. [5]. Обучение грамоте по данной методике осуществляется на материале предварительно отработанных в произношении звуков. В основу системы обучения грамоте положен особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произнесения звука. Содержание обучения распределяется по периодам.

Первый период: завершение работы по формированию готовности к обучению грамоте, начатой в старшей группе на занятиях по формированию звуковой культурыречи.

Второй период: начало обучения грамоте. Знакомство с гласными буквами (а, у, о, и, с согласными (м, п, т, к, с); складывание из букв разрезной азбуки слогов (му, су, слов (мак, суп) по следам звукового анализа и синтеза; преобразование слов путем добавления, перестановки, замены звуков; осмысленное чтение.

Третий период: обучение грамоте. Расширение объема изучаемых звуков и букв (ш, р, л, з, ц, ч, щ); анализ и синтез односложных слов со стечением согласных (стол, двусложных слов (мышка, трехсложных слов (панама); упражнения на определение пропущенной буквы в слове; чтение слогов, составление слов из слогов; обучение слитному чтению с объяснением смысла прочитанного; членение предложений на слова, определение порядка и количества слов в предложении

Все содержание обучения грамоте реализуется через упражнения, предлагаемые детям в занимательной, игровой форме, с включением элементов соревнования.

Отличительная особенность системы обучения грамоте дошкольников с ОНР Н. В. Нищевой [3] состоит в том, что непосредственно образовательный процесс начинается со средней группы (во втором квартале). Н. В. Нищева предлагает обучить детей подготовительной группы алфавитному названию букв и выучить с дошкольниками сам русский алфавит (во втором и третьем кварталах).

По системе Нищевой ребенок с ОНР уже в средней группе читает слова, состоящие из двух открытых слогов (нота, мама, а в подготовительной группе к чтению добавляется письмо печатными буквами.

Содержание обучения грамоте распределено по кварталам. Звук дается одновременно с соответствующей ему буквой.

На протяжении всего периода обучения осуществляется развитие навыков фонематического анализа. Большое внимание автор уделяет профилактике дисграфии и дислексии.

Рассмотренные системы обучения грамоте широко используются логопедами-практиками в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Из вышесказанного следует, что именно дошкольный период является наиболее благоприятным для вхождения ребенка в «языковую действительность». В процессе обучения грамоте идет интенсивное умственное развитие ребенка, формируется его учебная деятельность, что позволяет дошкольникам в дальнейшем без особых трудностей включиться в школьный учебный процесс.

Список используемой литературы

1. Визель, Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка [Текст] / Т. Г. Визель. – М., 1995. - 37с.

2. Журова, Л. Е. Обучение дошкольников грамоте [Текст] : методическоепособие / Л. Е. Журова, Н. С., Варенцова, Н. В. Дурова. М: Школа-Пресс, 2004.- 144 с.

3. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет. [Текст] / Н. В Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.

4. Ткаченко, Т. А. В первый класс — без дефектов речи [Текст] : Методическоепособие / Т. А Ткаченко. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999 – 112с.

5. Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина - М., 1991. - 44 с.

6. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М. : Академия – 2003.-240с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактические игры для обучения детей грамотеДидактические игры для обучения детей грамоте Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. В подготовительной группе мы учим детей читать, а чтобы этот.

Дидактические игры для обучения грамоте и развития речиДидактические игры для обучения грамоте и развития речи Хочу поделиться с вами некоторыми дидактическими играми для обучения грамоте и развития речи: а) Игра "Волшебные часы" (Цель: учить детей.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 5 ноября 2020 в 17:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Курлова (УИ 511902) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД