Екатерина Яковлева
Консультация «Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека, но при этом они связаны с учебной деятельностью, что отличает их от большинства сенсорных навыков. Необходимо учитывать возрастные способности дошкольника : подвижность и неусидчивость, неустойчивость внимания.
Во-первых, следует вспомнить, что в каждом из технических навыков есть двигательная часть – выполнение рукой рисовального движения, и сенсорная – восприятие движения и осуществление контроля за ним.
Публикация «Консультация „Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
На различных этапах процесса отработки технических навыков рисования ребенком контроль за произведенным движением отличается. Вначале, когда движение только начинает отрабатываться, ведущая роль принадлежит зрительному компоненту (ослабление зрительной регуляции – ошибочное, неуверенное движение: например оно теряет взятое направление, линия искривляется). В других случаях недостаточно регулируется длительность движения – и линия получается слишком длинной или, наоборот, слишком короткой. Постепенно, по мере отработки навыка более существенным становится кинестетический контроль за движением. Но при этом одной зрительной регуляции при выработке двигательного навыка графической деятельности также недостаточно: глаз замечает ошибку тогда, когда она уже возникла или начала возникать, например отклонение от прямой, несоответствие проводимой линии изображаемой форме (ее излишняя длина, искривления, в то время как ошибку нужно по возможности предупредить. Этому помогают кинестетические ощущения, сопутствующие данному движению, когда оно отработано как навык.
В младшем дошкольном возрасте ребенок только начинает формировать художественный образ, передавать окружающий мир. При этом очень часто ребенок вовсе не стремится передать свой замысел изобразительными средствами, и многое остается у них за пределами рисунка.
Ребенок, овладевая способом изображения одного предмета, одновременно усваивает способы изображения любого сходного по форме предмета, т. е. усваивает обобщенный способ действия. Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и то же рисовальное движение для изображения разных предметов, он постепенно приобретает опыт. В тех случаях, когда педагог ставит перед детьми задачу нарисовать предмет уже знакомый, способ изображения не показывается. В этих случаях активизируется накопленный ранее опыт. В процессе обследования предмета, определения формы его частей, величины и расположения, воспитатель предлагает вспомнить способы изображения той или иной части (формы) и показывает у доски. Если предмет не сложный, воспитатель может прибегнуть к показу жестом в воздухе.
В. Н. Аванесова рекомендовала постепенно вовлекать детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу – проводить ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.
Необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу, поскольку это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.
Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт – рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.
Также нужно использовать естественное стремление детей к повторению : нужно подбирать такое содержание, которое само требует повторного создания изображения (шарики, колечки, цветы, лесенки и т. д.). При этом следует помнить, повторение изображения на одном занятии будет служить упражнением в выработке двигательных навыков при условии, что дети применяют правильные способы действия с инструментом. Иначе это повторение сыграет отрицательную роль, так как каждый раз будет закрепляться неправильное движение и сформируется неправильный навык.
М. М. Безруких исследуя, что и как рисуют дети, утверждает, что в 2-3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони (выполняют довольно сложные движения, но они спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами).
С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. При выполнении вертикальных движений координация уже лучше, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.
В 3-4,5 года ребёнок уже умеет правильно держать карандаш и свободно им манипулировать. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным.
В 5 лет дети хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи, их длину они уже способны ограничивать длину (они уже ровнее и чётче). Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.
Ну а в 6 лет дошкольники уже хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы – завершёнными. Им доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.