Тамара Одинцова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одинцова Тамара Дмитриевна,
заведующая детским садом № 79 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга "Семицветик"
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) предусматривает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями для детей, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта и коррекции особенностей их развития.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования развивающая предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
• охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, залов, кабинетов педагогов-специалистов, прогулочной территории, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив семьи;
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
Развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию адаптированной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна быть:
• содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
• трансформируемой – обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих предметной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
• доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• безопасной – все элементы среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию адаптированной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО.
Содержание каждого из направлений образования детей в соответствии с ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.). Также при организации развивающей среды педагогам следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям ФГОС ДО. В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
Организация развивающей среды должна обеспечивать реализацию индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации и в условиях семьи должны быть едиными для обеспечения полноценного и комфортного развития каждого ребенка. Для организации развивающей среды в семейных условиях родителям также рекомендуется ознакомиться с образовательной программой ДОО, которое посещает ребенок, для соблюдения единства подходов к развитию и воспитанию ребенка. Это поможет соблюдению в семье индивидуальной образовательной траектории образования ребенка-дошкольника.
Литература:
1 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155,
2. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26).
3. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д.,
Марич Е. М. "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования", М, 2014 г.