Татьяна Ивчатова
Консультация «Организация прогулок для детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация : "Организация прогулок для детей младшего возраста"
Прогулка является эффективной частью педагогического процесса. Ребенок на улице должен свободно двигаться, наблюдать явления природы, растения и животных, действовать с предметами окружающего мира, познавать многообразие форм, красок, запахов, звуков. Для детей младшего возраста прогулка всегда заранее планируется.
В структуру ежедневных прогулок обязательно должно входить:
Публикация «Консультация „Организация прогулок для детей младшего возраста“» размещена в разделах
1. Наблюдение: за явлениями природы, за животными или растениями, за трудом взрослых и другими явлениями общественной жизни. Особое значение имеет наблюдение за животными, птицами, насекомыми. Внимание детей младшего возраста привлекают они своими движениями, внешним видом, характерными звуками. Благодаря систематической работе, дети к 4 годам могут рассказать: кто клюет, кто грызет, кто лает, а кто мяукает. Четырех летний ребенок может объяснить, что ворона, голубь, воробей – птицы;
ромашка, одуванчик – цветы. Дети знают, что яблоки растут на деревьях, а морковь, капуста – на грядках. При знакомстве с растительным миром, внимание детей в первую очередь, обращают на самое яркое впечатление (цвет и форму). Для закрепления знаний, полученных в ходе того или иного наблюдения, детям следует предложить выполнить какое-либо дидактическое задание. Это может быть простое поручение - набрать в ведро песок, или же игровое упражнение: найти дерево, куст и т. д.
2. Трудовые поручения: действия детей младшего возраста еще не совершенны, поэтому первые трудовые задания предусматривают индивидуальные поручения, каждому ребенку подгруппы, составляет из 2-3 человек. Взрослый, раздавая детям необходимый инвентарь, показывает как действовать: объясняет, действует непосредственно рукой каждого ребенка. Инвентарь для первых трудовых поручений должен быть настоящим, соответствовать росту и силе ребенка. Трудовые действия предшествуют развертыванию сюжетных игр с природным материалом.
Например: «Принеси воду, а затем начали купать кукол», «Заполнили песочницу песком и начали сооружать всевозможные постройки».
3. Подвижные игры: помимо наблюдений, дидактических заданий или трудовых поручений, на прогулке с детьми ежедневно проводят подвижные игры. Для детей 4 года предлагают игровые упражнения например: «Перешагни через палочку», «Добеги до горки». Можно предложить игры с мячом, перебежки от предмета к предмету и т. д.
Для детей также доступны игры с правилами. Сначала дети играют подгруппами, а потом все вместе. Объем занятий у детей пока еще незначителен, внимание непроизвольно, неустойчиво, поэтому сюжет игр должен быть простым, персонажи хорошо известными.
Характерным для этих игр является то, что дети в них выполняют одинаковые роли (все птички, самолеты, цыплята).
Воспитатель одновременно и организатор и участник игры.
Поддерживая радостный настрой играющих детей воспитатель внимательно следит за каждым ребенком: одного побуждает к энергичным действиям, другого ограничивает, снимая лишнее возбуждение, следит за тем, чтобы дети вовремя заканчивали игру.
Содержание игр постепенно обогащается. Понятный сюжет, интересные упражнения- сочетание ходьбы, бега, выполняемых одновременно всеми, создают у детей бодрое, жизнерадостное настроение. Для детей этого возраста я предлагаю следующие подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Мой веселый звонкий мяч», «Солнышко и дождик».
Во время прогулки кроме запланированных мероприятий, я нахожу время с каждым ребенком поговорить, поиграть, и приласкать. Провожу с детьми игры – забавы
«Сорока - Белобока», «Ладушки» и др.
Особенно большое внимание уделяю детям, которые ходят первые дни в садик. Подбадриваю их словами, помогаю быстрее сориентироваться в окружающей обстановке, знакомлю с другими детьми.
Обращая внимание на каждого ребенка, я постоянно держу их в поле зрения всех детей :
Предотвращаю возникший конфликт, хвалю тех, кто по собственной инициативе навел порядок в книжном уголке, в уголке «Магазин» и т. д.
Так, я считаю создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.
Необходимый игровой выносной материал: сита мелкие и крупные, пластмассовые бутылочки разных размеров, кружечки, чашечки для игры.
Атрибуты: шапочки, маски зверюшек, флажки, ленточки, вертушки, куклы, конструктор и т. д.