Ирина Боброва
Консультация «Организация инновационной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация инновационной деятельности
Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по данной теме.
Задачи:
1. Познакомить с теоретической основой инновационной деятельности, типами нововведений.
2. Познакомить с организацией инновационной деятельности в дошкольной организации.
Педагоги дошкольных образовательных организаций всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.
Публикация «Консультация „Организация инновационной деятельности“» размещена в разделах
Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)
Новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1978.)
Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. - новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)
Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)
Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п., а инновация - процесс освоения этого средства.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)
Процесс (продвижение) - совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:
добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;
носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.
Новое может выступать в разных формах:
принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);
условная (относительная) новизна;
"оригинальничанье" (не лучше, но по-другому, формальная смена названий, заигрывание с наукой;
изобретательские мелочи.
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
- в содержании образования;
- в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
- в управлении ДОУ.
2. По масштабам (объему) преобразований:
- частные, единичные, не связанные между собой;
- модульные (комплекс частных, связанных между собой);
- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
3. По инновационному потенциалу :
- усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
- новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
- радикальные инновации.
4. По отношению к предшествующему:
- новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
- прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
- освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
- ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольные организаци перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и развития.
Развитие образовательных организаций предусматривает качественные позитивные изменения. Такие изменения возможны в том случае, когда управляемая и управляющая системы испытывают потребность и работают в инновационном режиме.
Инновационную деятельность ДО можно определить, как целенаправленное преобразование его коллективом педагогической системы с целью улучшения ее способности достигать качественно более высоких результатов образования. Введение инновационных процессов может быть стихийным, эпизодическим, а может быть планомерным и систематическим. Разумеется, при комплексной работе по освоению новшеств можно достичь больших результатов. Ведь при комплексном, системном развитии ДО необходима высокая инновационная активность педагогического коллектива. Однако, как показывает практика, педагоги не всегда охотно участвуют в инновационном процессе, чаще демонстрируя сопротивление при внедрении новшества.
Важно, чтобы цели, которые ставит руководитель ДОО, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольной образовательнойорганизации.
Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Общая цель инновационной деятельности в ДО – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные организации и педагоги – новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер.
Для организации инновационной деятельности в ДО необходимо :
1. Сделать предварительный проблемный анализ организации воспитания и образования детей детском саду через анкетирование педагогов;
1. Изучить опыт по внедрению инноваций в других ДО, для определения направления, характера, масштаба и проблематики наших нововведений;
2. Определить направления, по которым может быть организована инновационная деятельность;
3. Определить конкретные мероприятия в рамках инновационной деятельности учреждения;
4. Разработать и внедрить систему стимулирования педагогов;
5. Реализовать план инновационных мероприятий;
6. Оценить эффективность их реализации;
7. Перевести в повседневную деятельность наиболее эффективные инновации;
Таким образом, можно сделать вывод о значимости каждого этапа в организации инновационной деятельности в ДО. На этапе теоретического исследования происходит накопление материала, на этапе практического исследования – совершенствование приёмов воспитательно – образовательного процесса, а на этапе подведения итогов – систематизация материала, оценка эффективности и перевод инноваций в повседневную деятельность.
Одной из тенденций развития инновационных технологий является также включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально-личностной сферы человека.
Введение инновационных проектов в дошкольные организации помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Волобуева В. Я., Газина О. М., Фокина В. Г. Организация работы методиста детского сада. - М. : АПО, 2008.
Размещено