Ольга Винникова
Консультация «Организация двигательного режима в ДУ»
Оздоровительная работа с дошкольниками в последнее десятилетия приобрела особую актуальность, что связанно со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экономические, наследственные факторы и пр.
В связи с этим сейчас применяются меры для изменения этой ситуации, апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления детей.
Публикация «Консультация „Организация двигательного режима в ДУ“» размещена в разделах
Исследования показывают, что весьма важным фактором в решении задачи по оздоровлению и обеспечению работоспособности дошкольников, является целенаправленное использование времени в режиме дня в перерывах между непосредственной образовательной деятельности в виде игр и развлечений. Это способствует не только восполнению недостатка движений у детей, но и обеспечивает правильное протекание физиологических функций в организме ребёнка.
Профессионально подобранные физические упражнения и грамотно спланированный двигательный режим с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, приводит к быстрому физическому совершенствованию детей и развитию умственных способностей (ведь работа мозга неотделима от физической работы, это доказано многими учёными). Физическая активность повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают иммунитет, улучшают питание тканей, способствует формированию правильной осанки.
Планирование физкультурно – оздоровительной работы в режиме дня должно опираться на суточный объём необходимых для дошкольников движений (в среднем 2,5 – 3 ч).
Традиционно основными формами организации двигательного активности детей в режиме дня являются :
1. Утренняя гимнастика;
2. физкультминутки на каждом занятии;
3. Игры и упражнения между занятиями;
4. Физкультурные занятия;
5. Подвижные игры на прогулке;
6. Гимнастика пробуждения: корригирующая гимнастика после сна;
7. Самостоятельная двигательная деятельность.
Утренняя гимнастика, продолжительность 8-10 мин.
Проводить утреннюю гимнастику можно под музыку, включать в неё игровые моменты, не сложные подвижные игры, танцевальные движения.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю (2 раза в спортивном зале и 1 раз на прогулке на свежем воздухе). Основное внимание на занятии на прогулке уделяется подвижным играм с использованием ходьбы, прыжков, бега.
Физкультминутки – проводятся на занятиях непосредственной образовательной деятельности (развитие речи, формирование элементарных математических представлений). Исключение составляет рисование, когда прерывание творческого процесса может сказаться на эффективности.
Целесообразно включать в физкультминутки упражнение для глаз. продолжительность физкультминуток 2-4 мин, проводятся в тот момент, когда у воспитанников снижается внимание и наступает утомление.
Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут занятия, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, 7-8 лет - через 12-15 минут. Они могут выражаться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением автоматических, непроизвольных побочных движений (почесывание, постукивание, раскачивание на стуле, сосание пальцев и т. д., нарушением осанки и координации движений.
Дети могут выполнять физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивание, наклоны, движение рук вверх и вниз, приседание, прыжки, ходьба). Физкультминутка может сопровождается текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.
Игры и упражнения между занятиями от 8-18 мин. Если два занятия подряд имеют малоподвижный характер, например, развитие речи или рисования, перерыв между ними полезно заполнить движениями, которые проводятся организованно или самостоятельно. Это могут быть игры малой и средней подвижности.
Пробуждающая гимнастика после сна, продолжительность 8-10 мин.
Организм ребёнка после сна, должен пробудиться и подготовится к активной деятельности. Поэтому после подъё ма детей целесообразно провести комплекс упражнений после сна: выполнить различные физические упражнения лёжа в кроватках, упражнения направленные на формирование красивой осанки, упражнения предотвращающие развитие плоскостопия, закаливающие процедуры. Лучше, если всё это будет выполнятся под музыку. При выполнении упражнений после сна не рекомендуется использовать комплексу утренней гимнастики и общеразвивающих упражнений.
Подвижные игры на прогулке продолжительность 30-40 мин. Включает в своё содержание подвижные игры, эстафеты разнообразные движение. Особое внимание уделяется двигательной деятельности, в зимние время на свежем воздух:
- ходьба и бег по снежному валу со спрыгиванием;
- метание снежков в горизонтальную и вертикальную цель на расстоянии;
- скольжение на ногах по ледяной дорожке.
Самостоятельная двигательная деятельность с различными физкультурными пособиями: утром после завтрака, на прогулке, после сна на вечерней прогулке. Продолжительность 50-60 мин.
Очень важно, чтобы этот объём движений детей всячески поддерживался и контролировался воспитателем. Активным отдых детей может быть самым разнообразным. Для этого возможно применение различных средств. Однако, как показывает практика, наиболее эффективны мероприятия, в основу которых положены подвижные игры. Игры в отличие от строго регламентированных движений всегда связанны с эмоциональным подъёмом.
Дети испытывают чувство радости, подъёма от проявленной энергии при овладении двигательными действиями.
Понимание необходимости соблюдения двигательной активности, основных принципов планирования работы по развитию движений помогает воспитателю целенаправленно и системно осуществлять её, делать её содержательнее.