Стрелков Дмитрий
Консультация для родителей «Значение режима дня в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом - обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Консультация для родителей „Значение режима дня в жизни дошкольника“» размещена в разделах
Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам. Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека, анатомо-физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма. Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. Ведь у детей еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов.
Стоит помнить, что все физиологические процессы, происходящие в организме ребёнка, имеют свои биологические ритмы, они подчиняются единственному суточному ритму, это смена дня и ночи. Работоспособность ребёнка дошкольного возраста, в течение суток разная. Она отмечается с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов, а период, когда ребёнок менее активен, приходится на 14 – 16 часов. Именно поэтому все активные действия и занятия (игры, занятия в секциях и т. д) должны приходиться на первую половину дня.
Работоспособность отличается и в течение всей недели. В понедельник она мала, так как после двух выходных, ребёнок адаптируется к режиму детского сада.
Самые лучшие показатели работоспособности наблюдаются во вторник и в среду, а в четверг ребенок становится менее активным. В пятницу работоспособность достигает минимальных показателей. К концу недели дети, как правило, хотят отдохнуть.
Ребёнок, который с самого раннего детства привык к соблюдению режима, в течение всей последующей жизни, его охотно выполняет. Ему практически никогда не приходит в голову, отказаться идти спать, когда наступает нужное для сна время.
Но если же нарушать режим сна, приема пищи (запаздывать, прогулок, то это может отрицательно сказаться на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Все это в свою очередь неблагоприятно сказывается и на иммунитете детей, ребенок становится «беззащитным» перед различными заболеваниями.
Рационально организованный режим дня помогает воспитывать в ребенке самостоятельность. Он знает, что необходимо мыть руки перед едой, убрать игрушки перед сном, и обычно без капризов соглашается это сделать. Распределение времени на различные занятия в течение дня и по дням недели помогает сделать нагрузку равномерной, в результате чего и ребенок будет менее подвержен переутомлению, а значит, учебно-игровая деятельность окажется более успешной.
Именно поэтому правильно составленный режим дня обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма к вирусным заболеваниям.