МААМ-картинки

Физиологическое и гигиеническое обоснование режима дня в ДОУ

Ирина Куварина
Физиологическое и гигиеническое обоснование режима дня в ДОУ

Фундамент здоровья закладывается в раннем детстве, поэтому для воспитания человека, здорового во всех смыслах, большое значение имеют условия его жизни. Необходимое условие здоровья, физического и психического благополучия ребёнка- соблюдение режима дня.

Режим – физиологически обоснованное рациональное чередование периодов сна и отдыха.

Принципы организации режима в ДОУ.

- ППП (последовательность, постепенность, постоянство). О том,что правильный режим основывается на главной закономерности физиологических процессов -периодичности, говорил ещё И. П. Павлов.

Публикация «Физиологическое и гигиеническое обоснование режима дня в ДОУ» размещена в разделах

- построение режима и деление детей на группы «вытекает» из психофизиологических особенностей дошкольника.

- учёт теплого или холодного времени года.

Физиологическая основа режима.

- многократное повторение одних и тех же БР

- образование миелиновой оболочки вокруг нервного

волокна

- повышение скорости передачи возбуждения

- это возбуждение передаётся от одного центра к др. ,

поступая в кору ГМ (быстрый и адекватный ответ

ребёнка)

- увеличивается сила нервных процессов, совер-

шенствуется восприятие, ответные реакции и орга-

ны чувств

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - физиологическая основа режима

проведение каждого режимного момента в одной и той же обстановке, в одно и то же время сопровождается образованием цепи условных рефлексов, которая создаёт динамический стереотип-систему условно-рефлекторных связей, сложившихся в головном мозге путём многократного повторения одних и тех же действий в одной и той же последовательности и через определённые промежутки времени. Иными словами, способность мозга объединять в систему ряд отдельных рефлекторных актов (езда на велосипеде, например).

Основные режимные моменты в ДОУ и их значение.

1. В течение дня показатели биологической активности ребёнка неизбежно падают, что диктует необходимость смены деятельной составляющей на сон. До 5 лет общая продолжительность сна ребёнка составляет 12ч. (2-3ч. дневной сон, в 5-7 лет- 10-11ч. (1-2ч. дневной сон). При правильном распорядке дня у дошкольников фактор времени приобретает значение условного раздражителя и способствует нормальному засыпанию.

2. Перерывы между приёмами пищи (завтрак,обед, полдник, ужин) у дошкольника должны составлять не менее 4ч. ,что становится условным раздражителем пищевого рефлекса, следовательно, улучшая секрецию пищеварительных желёз, тем самым «провоцируя» хороший аппетит.

3. Прогулка в идеале должна проводится 2 раза в день (с реализацией на ней др. режимных моментов, что будет способствовать укреплению здоровья и профилактике переутомления. Также соблюдение всех условий проведения этого режимного компонента положительно влияет на обмен веществ, способствуя наиболее продуктивному усвоению питательных веществ, в особенности, белкового компонента. Нужно сказать, что прогулка во многом удовлетворяет потребность дошкольника в движении, развивает выносливость и оказывает закаливающее воздействие.

4. Рациональная и эффективная реализация занятий, являющихся ведущей формой обучения, будет способствовать всестороннему развитию ребёнка. В каждой группе необходимо соблюдать временной режим, отведённый непосредственно на занятия,а также продолжительность перерыва между ними. Домашние задания во всех группах отсутствуют. При построении режима занятий следует учитывать биоритмы организма дошкольника. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость КГМ и работоспособность определяется в утренний период с 8 до 12 часов и в вечерний – с 16 до 18.

5. Игра, являющаяся в этот возрастной период основной формой деятельности, оказывает воспитательную и образовательную функции, а подвижные игры способствуют укреплению здоровья.

6. Закаливание и др. оздоровительные процедуры при соблюдении принципов организации режима в ДОУ способствуют укреплению здоровья воспитанников и формированию у них ЗОЖ.

Правила при выполнении режимных процессов:

1. Индивидуальное обращение по имени к каждому ребёнку.

2. Не использовать повелительную форму.

3. Речь педагога должна быть спокойной, неторопливой и выразительной.

4. Не допускать гиподинамии.

5. Мебель и оборудование должны соответствовать росту детей.

6. Учёт дней недели и времени года.

7. Единство воспитательных требований.

8. Индивидуальный подход.

9. Принцип постепенности.

Гибкий режим.

Гибкий режим – конкретные действия, направленные на обеспечение психического благополучия ребёнка во время его пребывания в ДОУ.

Установленный для всего коллектива детей режим не всегда совпадает с уровнем и особенностями развития некоторых детей,типами их ВНД, а также не отвечает возможностям детей с отклонениями в состоянии здоровья. Например, дети, перенесшие заболевание,также находящиеся в адаптационном периоде нуждаются в щадящем режиме (увеличение продолжительности сна, приближение настоящего режима к режиму предыдущей возрастной группы с постепенным выходом из него). Необходимо учитывать индвидуальные биоритмологические особенности ребёнка при реализации любых учебно-воспитательных мероприятий,регулируя степень умственной и эмоциональной нагрузки в зависимости от времени дня и соответствующих биоритмов. Так «жаворонки» успешнее справляются с заданиями на первых занятиях,утром, «совы»-в дневное или более позднее время. При всей возможности рациональной и обоснованной корректировки режима в пользу воспитанника, есть режимные моменты, которые не меняются и не переносятся: прогулка, питание,сон.

Т. о., при построении режима в ДОУ,а также организации отдельных его компонентов,необходимо должное внимание уделять рациональной и эффективной выработке динамического стереотипа как физиологической основы режима.

Публикации по теме:

Физиологическое и речевое дыхание детей с общим недоразвитием речи Важнейшим условием правильной речи является спокойным глубокий вдох, плавный длительный выдох и чёткая артикуляция. Дыхание ребёнка в своём.

Консультация для родителей «Значение режима дня для дошкольника» Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию.

Консультация для родителей «Значение режима дня для дошкольников» Консультация для родителей : "Значение режима дня для дошкольников" Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий.

Консультация для родителей «Значение режима дня в жизни дошкольника» Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то,.

Консультация для родителей «Значение режима дня в жизни дошколника» Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то,.

Организация режима дня для детей четырех лет К четырем годам детки отлично владеют устной речью, некоторые даже успевают выучить буквы и цифры. В этом возрасте они задают множество.

Рекомендации по соблюдению разнообразных видов режима Рекомендации по соблюдению разнообразных видов режима I Щадящий режим 1. Спокойная обстановка в группе, ровное отношение, постоянное внимание,.

Теоретическое обоснование модели профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации Максименко Алёна Сергеевна НИУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород Аннотация. В работе.

Теоретическое обоснование в исследовании детской речи В последнее время намечается возрастающий интерес к вопросам изучения звучащей речи. Если раньше основным материалом для лингвистических.

Значение режима дня в жизни ребенка Консультация для родителей на тему: «Значение режима дня в жизни ребёнка» Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физиологическое и гигиеническое обоснование режима дня в ДОУ
Опубликовано: 16 ноября 2019 в 23:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД