Ирина Куварина
Физиологическое и гигиеническое обоснование режима дня в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Фундамент здоровья закладывается в раннем детстве, поэтому для воспитания человека, здорового во всех смыслах, большое значение имеют условия его жизни. Необходимое условие здоровья, физического и психического благополучия ребёнка- соблюдение режима дня.
Режим – физиологически обоснованное рациональное чередование периодов сна и отдыха.
Принципы организации режима в ДОУ.
- ППП (последовательность, постепенность, постоянство). О том,что правильный режим основывается на главной закономерности физиологических процессов -периодичности, говорил ещё И. П. Павлов.
Публикация «Физиологическое и гигиеническое обоснование режима дня в ДОУ» размещена в разделах
- построение режима и деление детей на группы «вытекает» из психофизиологических особенностей дошкольника.
- учёт теплого или холодного времени года.
Физиологическая основа режима.
- многократное повторение одних и тех же БР
- образование миелиновой оболочки вокруг нервного
волокна
- повышение скорости передачи возбуждения
- это возбуждение передаётся от одного центра к др. ,
поступая в кору ГМ (быстрый и адекватный ответ
ребёнка)
- увеличивается сила нервных процессов, совер-
шенствуется восприятие, ответные реакции и орга-
ны чувств
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - физиологическая основа режима
проведение каждого режимного момента в одной и той же обстановке, в одно и то же время сопровождается образованием цепи условных рефлексов, которая создаёт динамический стереотип-систему условно-рефлекторных связей, сложившихся в головном мозге путём многократного повторения одних и тех же действий в одной и той же последовательности и через определённые промежутки времени. Иными словами, способность мозга объединять в систему ряд отдельных рефлекторных актов (езда на велосипеде, например).
Основные режимные моменты в ДОУ и их значение.
1. В течение дня показатели биологической активности ребёнка неизбежно падают, что диктует необходимость смены деятельной составляющей на сон. До 5 лет общая продолжительность сна ребёнка составляет 12ч. (2-3ч. дневной сон, в 5-7 лет- 10-11ч. (1-2ч. дневной сон). При правильном распорядке дня у дошкольников фактор времени приобретает значение условного раздражителя и способствует нормальному засыпанию.
2. Перерывы между приёмами пищи (завтрак,обед, полдник, ужин) у дошкольника должны составлять не менее 4ч. ,что становится условным раздражителем пищевого рефлекса, следовательно, улучшая секрецию пищеварительных желёз, тем самым «провоцируя» хороший аппетит.
3. Прогулка в идеале должна проводится 2 раза в день (с реализацией на ней др. режимных моментов, что будет способствовать укреплению здоровья и профилактике переутомления. Также соблюдение всех условий проведения этого режимного компонента положительно влияет на обмен веществ, способствуя наиболее продуктивному усвоению питательных веществ, в особенности, белкового компонента. Нужно сказать, что прогулка во многом удовлетворяет потребность дошкольника в движении, развивает выносливость и оказывает закаливающее воздействие.
4. Рациональная и эффективная реализация занятий, являющихся ведущей формой обучения, будет способствовать всестороннему развитию ребёнка. В каждой группе необходимо соблюдать временной режим, отведённый непосредственно на занятия,а также продолжительность перерыва между ними. Домашние задания во всех группах отсутствуют. При построении режима занятий следует учитывать биоритмы организма дошкольника. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость КГМ и работоспособность определяется в утренний период с 8 до 12 часов и в вечерний – с 16 до 18.
5. Игра, являющаяся в этот возрастной период основной формой деятельности, оказывает воспитательную и образовательную функции, а подвижные игры способствуют укреплению здоровья.
6. Закаливание и др. оздоровительные процедуры при соблюдении принципов организации режима в ДОУ способствуют укреплению здоровья воспитанников и формированию у них ЗОЖ.
Правила при выполнении режимных процессов:
1. Индивидуальное обращение по имени к каждому ребёнку.
2. Не использовать повелительную форму.
3. Речь педагога должна быть спокойной, неторопливой и выразительной.
4. Не допускать гиподинамии.
5. Мебель и оборудование должны соответствовать росту детей.
6. Учёт дней недели и времени года.
7. Единство воспитательных требований.
8. Индивидуальный подход.
9. Принцип постепенности.
Гибкий режим.
Гибкий режим – конкретные действия, направленные на обеспечение психического благополучия ребёнка во время его пребывания в ДОУ.
Установленный для всего коллектива детей режим не всегда совпадает с уровнем и особенностями развития некоторых детей,типами их ВНД, а также не отвечает возможностям детей с отклонениями в состоянии здоровья. Например, дети, перенесшие заболевание,также находящиеся в адаптационном периоде нуждаются в щадящем режиме (увеличение продолжительности сна, приближение настоящего режима к режиму предыдущей возрастной группы с постепенным выходом из него). Необходимо учитывать индвидуальные биоритмологические особенности ребёнка при реализации любых учебно-воспитательных мероприятий,регулируя степень умственной и эмоциональной нагрузки в зависимости от времени дня и соответствующих биоритмов. Так «жаворонки» успешнее справляются с заданиями на первых занятиях,утром, «совы»-в дневное или более позднее время. При всей возможности рациональной и обоснованной корректировки режима в пользу воспитанника, есть режимные моменты, которые не меняются и не переносятся: прогулка, питание,сон.
Т. о., при построении режима в ДОУ,а также организации отдельных его компонентов,необходимо должное внимание уделять рациональной и эффективной выработке динамического стереотипа как физиологической основы режима.