Ирина Антонова
Консультация «Нетрадиционные техники развития мелкой моторики в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники развития мелкой моторики в ДОУ.
Важность развития мелкой моторики не оговаривается, эти навыки необходимы человеку не только в детстве, но и в течение всей жизни. Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разнообразна, им хочется нового и необычного. С каждым годом у детей увеличивается тяга к познанию и интерес к окружающему миру. Есть нетрадиционные техники развития мелкой моторики, от которых дети будут в восторге и точно не заскучают.
Публикация «Консультация „Нетрадиционные техники развития мелкой моторики в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают моторику и творческие возможности детей. Такие занятия важны особенно для детей, имеющих нарушения в речевой деятельности.
Актуальность темы.
Изобразительная деятельность в ДОУ - это один из естественных детских видов деятельности. Во время руководства ею появляется множество возможностей для решения большого круга задач воспитательного и образовательного характера.
Работа по данному направлению в ДОУ преследует цель развития у детей 5, 6 и 7 лет жизни двигательной координации пальцев рук и в целом кисти; научить детей рисовать предметы, природные явления с помощью средств нетрадиционных техник рисования.
Совершенство двигательной координации кистей и пальцев позволяет ребенку овладевать письмом. От уровня развития моторики, от уровня овладения дошкольниками нетрадиционными техниками рисования (рисование с помощью деревянной палочки, с использованием поролонового тампона, оттисками-печатками из картофеля, рисование шерстяными нитками, а также пальчиками) зависит уровень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму.
В последние годы в ДОУ в процессе подготовки детей к письму происходит акцентирование внимания на подготовке руки к письму. Связано это с тем, что участились случаи, когда ребенок уже учится в первом классе, а его рука или недостаточно подготовлена, или совсем не подготовлена к письму. Поэтому ему очень тяжело справляться с дневным объемом письменных занятий в классе.
Здесь есть несколько связанных между собой проблем:
• У ребенка плохо развита тонкая двигательная координация кистей рук и мелкая моторика;
• Слабо развита способность ориентироваться на плоскости;
• Слабый уровень речевой активности;
• Ребенок недостаточно хорошо выполняет задания по образцу, у него наблюдается слабое развитие зрительно-моторной координации.
Ввиду этих проблем, методика развития мелкой моторики с помощью нетрадиционных методов рисования является актуальной. Она подготавливает руку дошкольника к письму.
Рисование с помощью нетрадиционных техник не утомляет детей, они выполняют задания с высокой активностью и работоспособностью в течение всего времени проведения занятия.
Использование нетрадиционных техник рисования способствует:
• Развитию у дошкольников двигательной координации кистей и пальцев, глазомера, зрительного восприятия, ориентировке на листе бумаги;
• Развитию умений и навыков, способствующих подготовке руки ребенка к письму;
• Развитию воображения и восприятия, а значит, познавательных способностей;
• Эмоционально-положительное отношение к рисованию;
• Самовыражению личности, т. е. отображения собственного фантазийного и эмоционального мира.
Исходя из вышесказанного, данная тема является в настоящее время очень актуальной и дает педагогу возможность для творчества.
Виды нетрадиционных техник развития мелкой моторики.
Рисование пальцами рук
Использовать можно или гуашь, или специальные пальчиковые краски. Ребенок окунает пальчики в краску и рисует ими на листе бумаги. Для осуществления этой техники можно использовать не только обычный альбом, но и лист ватмана или кусок обоев. А рисовать можно, расположившись на полу. Детям обычно этот вид рисования очень нравится, можно даже рисовать этим методом на старой белой простыни, затем ее постирать, высушить, и рисовать на ней снова.
Рисование ладошкой
Данный вид рисования аналогичен предыдущему методу, только рисовать ребенок будет не пальчиками, а сразу всей ладонью. Если окунуть пальчики в разную краску, то получится радужный рисунок.
Рисунок точками
Дошкольник окунает пальчик в краску, затем ставит его на лист перпендикулярно, и так несколько раз до образования рисунка.
Рисование отпечатками предметов
Для проведения этой техники подойдет абсолютно все: и пробка от бутылки, и небольшая тарелка.
Кляксография
Этот метод вызывает у детей большой восторг. С помощью ложки на бумагу наливается краска, а потом берется трубочка и нужно через нее подуть на краску, не задевая ее. После этого можно наложить на получившийся рисунок лист бумаги и сравнить оригинал и отпечаток. Можно пофантазировать над тем, на что клякса походит.
Рисование при помощи трафарета
Этот способ изобразительной деятельности известен даже взрослым людям с детства.
Набрызги
Техника состоит в том, что ребенок берет краску на кисть и в произвольном порядке ее разбрызгивает. Использовать можно разные цвета.
Отпечатки листьев
Во время прогулки вместе с детьми воспитателю нужно собрать листья с кустарников и деревьев, имеющихся на территории сада. На занятии дети разукрашивают листья краской и переносят отпечатки на лист бумаги. Из разных листьев можно создать целую композицию.
Рисунок поролоном
Из поролона вырезаются разные фигуры, их закрепляют на палочке (например, на проволоке или карандаше). Эти кусочки окунаются в краску и отпечатываются на бумаге.
Рисование мелом
Элементарный вид творчества, безвредный, безопасный, даже безопаснее, чем рисование фломастерами. Мелками рисуют на специальной доске в помещении или на улице.
Рисование на мокрой бумаге
Этот метод помогает, если ребенку нужно нарисовать что-то с расплывчатыми очертаниями, например, туман. Фон для рисунка можно выполнить не обычной кисточкой, а ватой или поролоном.
Список нетрадиционных видов рисования можно и дальше продолжить. Самое главное - полет фантазии, нельзя ограничиваться обычным рисованием карандашами или кисточкой.
К нетрадиционным техникам относятся также и картины, нарисованные кусочками ткани. В отдельный мешочек или коробочку собираются различные обрезки ткани, затем эти кусочки режутся на мелкие части и приклеиваются на бумагу.
Можно нарисовать рисунок смятой бумагой - смять бумажный лист руками, окунуть в краску и сделать на листе отпечаток.
Детям всегда интересны нетрадиционные техники, им интересно все необычное и новое. Также на занятиях в ДОУ можно делать поделки из нетрадиционных материалов, например, использовать предметы, которые уже не нужны, и подарить им вторую жизнь. Можно рисовать на ткани, например, позволить ребенку самому нарисовать рисунок на майке.
Важно проделывать ежедневно процедуры, которые требуют от ребенка сосредоточенной работы пальчиками рук. Таким образом, развитие мелкой моторики отразится положительно не только на речи дошкольника, но и на координации движений.
Методы обучения нетрадиционным техникам рисования.
• Создание игровой ситуации, интересных моментов.
• Проговаривание этапов работы.
• Демонстрация воспитателя, применение мультимедийной презентации с изображением по этапам правильного положения рук в процессе знакомства с новыми техниками.
• Пальчиковые гимнастики, специальные упражнения для тренировки кистей и пальцев, массажи, способствующие развитию мелкой моторики.
• Рассматривание иллюстраций из книг и картин.
• Сопровождение музыкальными произведениями.
• Оформление выставок.
• Самостоятельная деятельность детей.
Ожидаемый результат
• Создание предпосылок учебной деятельности (обобщенные методы действия, самоконтроль) и умения детей взаимодействовать между собой.
• Развитие мелкой моторики рук дошкольников.
• Повышение уровня развития творческих умений и навыков.
• Обогащение и расширение художественного опыта. Способность к активному усвоению дошкольниками художественного опыта.
• Самостоятельность в процессе выбора темы, сюжета, художественных материалов, композиции и инструментов.
Эффективность усвоения программы должна быть отслежена в начале работы с группой и в конце путем диагностики. Результаты нужно заносить в сводную таблицу. Оценить уровень усвоения программы можно будет оценить путем сравнения первоначальных и окончательных результатов.
Интеграция образовательных областей
1. "Чтение художественной литературы" : чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в процессе предварительной работы.
2. "Коммуникация" : развитие навыков коммуникации осуществляется в ходе общения детей с педагогом, расширение словарного запаса детей.
3. "Художественное творчество" : дошкольники участвуют в создании коллективных и индивидуальных рисунков, сюжетных композиций, они применяют разные материалы и методы создания изображения. Происходит развитие продуктивной деятельности воспитанников.
4. "Познание" : осуществляется сенсорное развитие, происходит расширение кругозора детей.
5. "Социализация" : дошкольники приобщаются к общепринятым нормам взаимодействия со взрослыми и с ровесниками, они учатся оценивать объективно собственные возможности и развивают способности преодолевать трудности.
6. "Безопасность" : соблюдение простейших правил безопасности в процессе работы с разными материалами.
7. "Музыка" : посредством прослушивания аудиозаписей происходит приобщение дошкольников к звукам природы и музыки.
8. "Труд" : воспитание ценностного и уважительного отношения к своему труду и труду окружающих людей.
9. "Здоровье" : при выполнении работы формируется правильная осанка, стремление заботиться о своем здоровье, выполнение физкультминуток и выполнение разминок.
Методические рекомендации
При организации занятия по нетрадиционному рисованию важно помнить, что для эффективного овладения дошкольниками умениями и навыками следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы и желания. По мере роста ребенка содержание занятий расширяется, элементы усложняются, меняется форма бумаги, возникают новые средства выразительности.
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
2. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Сфера, 2005. – 155 с.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – СПб: "КАРО” 2007.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий : пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПБ. : КАРО, 2008.– 90 с.
5. Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких – М. : ООО Астрель, 2012. – 80 с.
6. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М : ООО "Скрипторий 2003” 2006.
7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2004.