Татьяна Краснокутская
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Дать представление воспитателям ДОУ о различных традиционных и нетрадиционных формах и методах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Показать малоизвестные методы развития мелкой моторики, которые можно применять в своей педагогической деятельности.
Уважаемые коллеги!
Публикация «Консультация для воспитателей „Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.
Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для ребенка большие сложности.
Пространство предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики рук – это :
Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество, воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук; игрушки-шнуровки; кубики; различные деревянные пирамидки; конструктор; пазлы; кубы – сортёры; мозайка.
В образовательной деятельности для развития мелкой моторики используются :
• лепка из пластилина,
• рисование крупой
• Мозаика из цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.
• Цветная манная крупа
Ребенок рисует простой контурный рисунок на листе бумаги и мажет его клеем. После этого, захватывая пальцами крупу, заполняет ей рисунок.
• Рисование или раскрашивание картинок
• Изготовление поделок из бумаги.
• Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
• Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
Еще хорошая тренировка для пальчиков, которая совершенствует ловкость рук - это сортировка семян; переливание жидкостей и не только (начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду); застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. ;
Дети очень любят играть в игру под названием «Сухой бассейн». Ребенок погружает руку в контейнеры с песком, с различными крупами в которых спрятана игрушка. Найденная игрушка доставляет огромную радость ребенку.
Из контейнеров от шоколадных яиц получаются хорошие погремушки в стиле Монтессори - педагогики.
Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей.
Это формы и методы развития мелкой моторики детей вам уже давно известны.
К нетрадиционным малоизвестным методам развития мелкой моторики рук относятся : массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко (Иглотерапия, пуговичная терапия и криотерапия.
Криотерапия.
Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Но проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания.
Противопоказания.
Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;
Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.
Криотерапия проводится в три этапа.
1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).
3. Развитие тактильной чувствительности:
- массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
Методы развития мелкой моторики – криотерапия, иглотерапия и пуговичная терапия позволяют достичь определенных результатов:
- дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
- развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
- повышается интерес детей к занятиям с логопедом, психологом.
Кроме того эти методы изначально имеют медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований. Совершенствование сенсорного восприятия и развитию рук способствуют и занятия на прогулке. Это, конечно же, игры с песком и снегом. Нравится ребятам рисовать палочкой на песке, но и ставить отпечатки ладошками, изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги, мир, который видит ребенок своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно.
Заключение
Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста мы добиваемся следующих результатов: улучшается координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшается развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создается эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.