Ксения Клавдеева
Консультация «Значение игр — драматизаций в совместной деятельности воспитателей и детей в свете ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей, сколько руководство играми детей. Они возникают иногда из-за одностороннего понимания роли игры, преувеличения ее дидактического значения и недооценки влияния на воспитание детей. Это относится к играм- драматизациям.
Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте.
Публикация «Консультация „Значение игр — драматизаций в совместной деятельности воспитателей и детей в свете ФГОС“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировке представляет участниками широкий простор для проявления инициативы и творчества, так как игровые действия следует создать, воплотить в каких-то движениях, мимике, интонациях - ведь они не даны в произведении в готовом виде. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуть его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ.
Игры-драматизации привлекают всех ребят, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей, чувствуют себя неуверенно в групповой деятельности. Как привлечь таких детей? Как помочь им преодолеть замкнутость, скованность в себе, научить общаться со сверстниками и взрослыми? Я считаю, что эту проблему можно решить с помощью игр – драматизаций с использованием костюмов, масок и игрушек. Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви.
В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра - драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста. Прежде всего, необходимо формировать интерес к играм - драматизациям, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение игры – драматизации. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик — дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы. В младшей группе начинается работа с обыгрывания малых литературных форм: потешек, небольших стихотворений. В игре одновременно принимают участие несколько детей, игру проводим несколько раз, так, чтобы все дети, даже самые застенчивые и не очень активные, могли исполнить разные роли. В игре – драматизации участвуют все дети, даже те, которые не проявляют инициативы. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные.
У детей этого возраста отмечается первичное освоение игры – драматизации. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик — дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Итак, система работы по организации игр – драматизаций в младшем дошкольном возрасте делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основной позиции – актер;
• самостоятельная творческая деятельность.
Реализация названных задач и содержания работы с детьми требует учета основных принципов организации игры - драматизации.
Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
Принцип комплексности предполагает взаимосвязь игры — драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
Согласно принципу импровизационности игра — драматизация рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию речи детей посредством организации игр — драматизаций включается в целостный педагогический процесс.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра — драматизация станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей. Грамотное педагогическое руководство рекомендуется начинать с чтения по ролям: несколько раз читаем произведение, при этом одобряем попытки читать вместе с нами. Когда дети запомнили текст, организуем чтение по ролям.
Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Так, играя с игрушкой, дети придумывали и проговаривали ситуации игры, употребляли новые слова. Мы, в свою очередь, вызывали в ребенке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре.
Основными специфическими методами работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи детей являются :
• метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов);
• метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
• метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
Необходимо отметить, что общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты. Нельзя не упомянуть о важности включения в процесс организации и знакомства детей с играми — драматизациями родителей воспитанников. Ведь именно из-за нехватки внимания, у детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и остальных функциональных систем. Родители являются участниками воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, немаловажное значение имеет работа с родителями в данном направлении. Необходимо обращать внимание родителей на особенности и значение игры – драматизации для развития речи детей. Привлекать родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр.
Таким образом, игру-драматизацию можно рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. В играх-драматизациях ребенок - артист. Он самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонации, мимики, пантомимы, стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка.