Лариса Константинова
Консультация для воспитателей «Структура непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Структура непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС»
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей, осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно.
Публикация «Консультация для воспитателей „Структура непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
С введением федеральных государственных требований к содержанию дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Согласно ФГОС НОД выполняет определенные задачи:
Обучающие: повышать уровень развития ребёнка.
Воспитательные: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающие: при обучении развивают у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
В зависимости от целей, задач и содержания НОД определяются методы обучения:
практические
• опыт
• упражнение
•экспериментирование
• моделирование
наглядные
•наблюдение
•демонстрация наглядных пособий
словесные
•рассказ педагога
•беседа
•чтение художественной литературы
игровые
•дидактическая игра
•воображаемая ситуация в развёрнутом виде.
НОД следует начать с построения мотивации
• учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию)
• мотивация должна быть 2-3 мин.
• завершённость ситуации.
Используя игровую мотивации воспитателю необходимо принять позицию «равного» партнёра.
Структура:
1. НАЧАЛО (организационный момент)
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• игровая
• предметная
• речевая
•продуктивная
Приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной:
«Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»)
Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и. т. д. сами персонажи этого сделать не могут, но слышали о том (или успели лично убедится, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
2. ХОД (процесс) (основная часть)
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• развивающая
• игровая
• продуктивная
• речевая
Взрослый, как равноправный участник: предлагает всевозможные способы реализации задачи: исподволь «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать необходимое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
3. ОКОНЧАНИЕ (заключительная часть)
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• игровая
• предметная
• художественная
• речевая «открытый конец»:
Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу.
Во время работы каждый ребенок должен (может) иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции. По окончанию работы, детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя, при желании, полученный продукт.
Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА
ОРИЕНТИРУЮЩАЯ функция оценочных воздействий заключается в том, что ребёнок вследствие педагогической оценки осознаёт собственные знания, результаты своего учения.
СТИМУЛИРУЮЩАЯ функция оценочных воздействий определяет переживание ребёнком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.
Требования к формулировке целей и задач непосредственно образовательной деятельности (НОД):
• направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат образовательной деятельности;
• соответствие цели НОД психофизическим возможностям, способностям, потребностям воспитанников данного возраста;
• реальность выполнения поставленной цели в течение всей образовательной деятельности;
• представление задач НОД как системы действий педагога по достижению цели образовательной деятельности;
• наличие образовательных (ой, развивающих (ей) и воспитательных (ой) задач.
Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т. д. ;
• четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления детей о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить). В задаче должен отражаться этап работы с содержанием (познакомить, уточнить, обогатить, систематизировать, обобщить и т. д.).
Непосредственно образовательная деятельность включает три части:
1.
Вводная часть:
• настрой дошкольников на предстоящую деятельность,
• обеспечение психологической готовности воспитанников к предстоящей деятельности;
• организация направленного внимания детей,
• мотивация предстоящей деятельности для осознания и принятия детьми цели, задач, вхождения в проблему;
• установление связи с прошлым опытом детей (по возможности).
2.
Основная часть:
• актуализация имеющихся знаний, представлений детей;
• создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений, навыков;
• решение главных задач НОД за счет использования разнообразных приемов и форм работы;
• создание условий для разнообразной активной деятельности детей.
3. Заключительная часть:
• закрепление и обобщение того, что узнали, чему научились дети;
• подведение итогов образовательной деятельности, оценку ее результатов, с привлечением детей к взаимооценке и самооценке (содержание должно быть направлено на понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств).
Требования к содержанию непосредственно образовательной деятельности:
• подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
• должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,
• должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;
• по возможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная);
• должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
• включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
• предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);
• имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).
Для качественного проведения непосредственно образовательной деятельности необходимо:
• поддерживать интерес детей на протяжении всей НОД;
• соблюдать требования здоровьесберегающей педагогики;
• обеспечивать реализацию индивидуально-дифференцированного подхода;
• активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
• создавать условия для развития умений детей взаимодействовать, организовывать общение, направленное на решение познавательных и практических задач, решение проблемных ситуаций;
• уделять внимание обучению детей умению слушать друг друга, не перебивать, в случае необходимости приходить на помощь (воспитательная задача);
• создавать условия для овладения способами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, сериация, абстрагирование и т. д., развития психических процессов, творческих способностей, умений размышлять, рассуждать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости, устанавливать причинно-следственные связи;
• организовывать поиск детьми способов решения; обнаружения закономерностей, причинно-следственных связей; установления зависимостей;
• поиск сходства и различия содержания занятия с подобными явлениями, изученными ранее;
• направлять усилия выработку понятий; поиск доказательств; выдвижение и проверку гипотезы.
В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности необходимо использовать:
• проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности, интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления);
• методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т. д. (в зависимости от возраста детей, в том числе общеучебных умений);
• сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;
• систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации;
• обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации);
• грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;
• осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.
Советы воспитателям по организации НОД:
• Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.
• Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.
• Подводите детей к выводам, обобщениям.
• Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
• Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.
• Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.
• Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей.
• Чаще обращайтесь к детям с просьбой - уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно, объяснить по-другому.
• После выполнения детьми заданий поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.
При подведении итогов образовательной деятельности важно отметить успешных детей, подчеркнув, за счет чего удалось добиться положительного результата, поддержать стеснительных, застенчивых, охватить вниманием тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами. При этом особый акцент нужно делать на проявлении личностных качеств, умений взаимодействовать. Поинтересуйтесь, что запомнилось, понравилось на занятии, что было трудным или очень легким и обязательно спросите «Почему?». Задайте детям вопросы:
- Что помогло справиться с заданием?
- Чему сегодня научились?
- Что узнали нового?
- Где это пригодится?
Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.