Папки-передвижки

Значение дидактических игр в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Кадырова Ольга
Значение дидактических игр в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения, т. е. как часть занятия. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которые дети играют самостоятельно — вне занятий.

Публикация «Значение дидактических игр в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дидактические игры, используемые в самостоятельной деятельности детей, должны проходить хотя и самостоятельно, но под наблюдением и, в некоторых случаях, руководством воспитателя. Чем же тогда самостоятельные дидактические игры отличаются от сюжетно-ролевых игр?

Всю дидактическую игру ребенок получает в готовом виде, и поэтому дети могут играть самостоятельно только в те дидактические игры, структура которых им хорошо знакома.

В сюжетно-ролевой же игре вся структура игры придумывается самими детьми.

Дидактические игры, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, подчинения определенным правилам, сосредоточения внимания, сдержанности, усидчивости. А поэтому очень важно определить, в какое время в режиме дня целесообразно проводить самостоятельные дидактические игры детей той или другой возрастной группы. Решая этот вопрос, воспитатель прежде всего устанавливает степень умственного напряжения, которого потребуют от детей в течение дня занятия и другие режимные мероприятия до проведения игры и после нее. И второе, очень важное обстоятельство,— может ли воспитатель уделить достаточно внимания руководству самостоятельными играми детей.

Утреннее время отводится для занятий, а поэтому дети могут утром, до занятий, поиграть лишь в дидактические игры, связанные с движениями и с не очень сложными правилами, как, например, «Мячеброс».

После занятия, на прогулке, дети должны побегать, а поэтому лучше всего проводить подвижные и ролевые игры. Когда же дети устанут от подвижных игр, можно занять их (в теплое время года) знакомыми дидактическими играми, которые помогут переключить их энергию на умственную деятельность.

Самый благоприятный период для самостоятельных дидактических игр — это время после дневного отдыха детей (1 час 20 минут свободного времени). В это время дети будут бодрыми, активными. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры, а также интересно поиграть в уже знакомые игры. Да и воспитатель в это время не загружен другими делами и сможет уделить больше внимания руководству самостоятельными дидактическими играми детей.

Когда организованы игры во всех группках, воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети выполняли правила и дидактические задачи игр. Он должен вовремя помогать, если это нужно, а если дети не могут справиться с поставленной задачей, то включиться самому в игру.

Чередование разных видов игр менее утомительно для детей и дает возможность более эффективно осуществить всестороннее развитие.

Как же может воспитатель руководить этими играми? Учитывая, что это самостоятельные игры детей, воспитатель в то же время не должен допускать, чтобы они проходили только ради развлечения детей. Воспитатель заранее продумывает, на кого из детей необходимо обратить особое внимание в игре с целью воспитания положительных черт личности (внимания к товарищам, доброжелательности). Для этого воспитатель подбирает ряд дидактических игр, которые хорошо знакомы детям, подбирает и необходимые предметы, с которыми связаны вопросы решения программы (овощи, фрукты, картинки животных, игрушки).

После полдника воспитатель может спросить детей, кто из них в какую игру хочет играть, например, кто хочет поиграть в дидактическую игру «Определи на вкус», или «Какую игрушку спрятали», или в «Разведчики» — предлагает те дидактические игры, которые дети хорошо знают. После организации играющих группок (их может быть две, три, четыре) выбираются ведущие из тех детей, которые могут организовать вокруг себя остальных играющих. Если игра связана с выполнением определенной роли — воспитатель может порекомендовать поручить роль, связанную с заботливым отношением к играющим, тому ребенку, который в обычной жизни группы плохо относится к своим товарищам.

В самостоятельных дидактических играх каждый ребенок решает дидактическую задачу и выполняет игровое действие по-своему. В игре он показывает свой опыт, знания, самостоятельность в достижении цели, умение преодолевать трудности, привлечь к игре товарищей, согласовать свои желания с желаниями других детей, уступить, если нужно, желаниям коллектива. Если у ребенка этих умений и навыков нет, то их надо воспитывать.

При умелом руководстве со стороны воспитателя самостоятельными дидактическими играми можно у всех детей вырабатывать эти качества личности.

Самостоятельные игры так же, как и те дидактические игры, которые используются на занятиях, должны быть тесно связаны с программой занятий. Они должны способствовать уточнению, закреплению и расширению получаемых детьми знаний. В самостоятельных играх дети имеют возможность применять полученные знания о предметах и явлениях окружающей жизни на практике. Игры заставляют их думать, вспоминать, а это очень важно для развития умственных способностей детей.

К. Д. Ушинский писал, что повторять изученное лучше всего в условиях противоположных тем, в которых ребенок их получил. Вот этими другими условиями, по сравнению с занятиями, и являются дидактические игры. В ходе игры ребенок незаметно для себя закрепляет знания, полученные ранее, и учится ими пользоваться в игровой обстановке.

Все дидактические игры построены так, что у детей должны быть необходимые знания. Например в игре «Воротца» ребенок может правильно подобрать пару лишь тогда, когда он знает счет в пределах десяти.

В игре «Домики сказки» могут играть только те дети, которые хорошо знают последовательность изложения народных сказок и могут отобрать нужные иллюстрации.

Если необходимых знаний у детей нет, игры не получится, так как воспитатель будет вынужден все время учить детей и забудет об игровом действии. Поэтому, чтобы дидактические игры обеспечивали разностороннюю деятельность и удовлетворяли интересы детей, подбирать их нужно, придерживаясь программы детского сада для каждой возрастной группы.

Следующее не менее важное положение в развитии самостоятельных дидактических игр детей — это правильный подбор игрушек и игр.

Отдельные игрушки и настольно-печатные игры, которые детям надоели, следует убирать, а через некоторое время внести снова в группу, и дети будут с ними играть с удовольствием.

В каждой группе должно быть достаточное число игр и игрушек (разного размера куклы с набором необходимых комплектов одежды, мебели, посуды, предметов культурного быта (телефон, радио, орудия труда в быту, различные виды транспорта, игрушки, изображающие животных, птиц, зверей).

Игрушки, необходимые для игры с куклами, должны быть подобраны внимательно, любовно, в соответствии с эстетическими требованиями и с размером кукол. Только в этом случае интересно могут проходить дидактические игры «Купание куклы», «Угощение куклы», «Прогулка с куклой» и др.

В группе должно быть достаточное число настольно-печатных игр типа лото, домино, шашки, шахматы и др. Игр должно быть достаточно для всех детей, но это не значит, что дети не могут играть небольшими группами. В каждой возрастной группе должны лежать те настольно-печатные игры, содержание которых детям знакомо. Должны быть и народные дидактические игрушки (шары, кольца, вкладыши, матрешки, конусы, бочонки, грибы, набор бирюлек и другие).

Для дидактических игр необходимы наборы из природного материала (разнообразные плоды и семена, деревья, цветы, кустарники, злаки, листья, картинки о природе, о жизни семьи, об окружающих явлениях, картинки, изображающие жизнь и деятельность людей города и деревни, средства передвижения (по суше, воде и в воздухе, картинки с предметами обихода, одежды, питания (мучные изделия, сладости, животными домашними, дикими, птицами, овощами, фруктами, ягодами, злаками и т. д.

Помимо картинок, в группе должны быть навесные шарики, плоскостная мозаика, кубики разных размеров, фанерные кружки, фанерные полоски, воротца, фанерные фигурки, складные домики, флажки и другие. Все игрушки и материалы должны быть разного цвета и различной величины.

Дидактические игры и игрушки располагаются так, чтобы все дети знали, где они могут их взять. В группе должно жестко выполняться правило «Каждой игрушке свое место». Это будет приучать детей к порядку и дисциплине.

Рекомендации по планированию дидактических игр.

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста - основной формой организации учебного процесса. Кроме того,в часы, отведённые для игр,д/игры планируются и организуются как в совместной,так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания,уровень их умственного развития,особенности поведения. Это может подсказать педагогу,какие игры полезны для детей,в чём они сильны,в чём отстают.

Дидактические игры кратковременны (10-20мин).

Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня:утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями,на прогулке,во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру,необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака,в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры,а если занятие требует однообразного положения,желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время,отведенное для игр,было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени-время игры сокращается. Этого нельзя допускать!

Планируя дидактические игры,педагогам необходимо заботиться об усложнения игр,расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

На занятиях используются те д/игры,которые можно проводить фронтально,со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

При планировании д/игр в воспитательно образовательном процессе необходимо,чтобы новые игры,взятые на занятии,затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.

Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

Например, ребенок только на основе знаний может на ощупь определить предмет в "волшебном мешочке"и назвать его или найти сходные или различные качества изображаемых на картинках предметов. Эти игры опираются на способность детей сознательно запоминать и воспроизводить то, что они воспринимали. Необходимо, чтобы в д/играх определенных результатов достигали все дети, а не только те, которые проявляют себя наиболее активно.

Д/игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.

Чаще всего это проверяется д/игрой, в процессе которой, педагог устанавливает, насколько правильно поняли и усвоили содержание занятия не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.

Д/игра-это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.

В связи с тем, что д/игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные д/игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.

В д/игре применяются знания, полученные на занятии, обобщаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.

Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

А. М. Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой".

Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

Публикации по теме:

Дидактические игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста Важным моментом в повседневной жизни детей являются дидактические игры, которые часто возникают по желанию самого ребенка в любой отрезок.

Использование музыкально-дидактических игр и пособий в совместной и самостоятельной деятельности детей 1 слайд. Одной из важных задач всестороннего развития ребёнка является воспитание музыкальной культуры. Её основы закладываются уже в детстве.

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста «Тепло – холодно» Цель: Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действия тепла и холода на растения. Ход игры: Осень: Дети наблюдают.

Конспект самостоятельной деятельности «Весна» детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «ЦРР – Бардымский детский сад № 4» Конспект самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста Воспитатель:.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических моделей «Методическая копилка» Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических.

Картотека дидактических игр «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста» Дидактическая игра «Бусинки» Цель. Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в.

Реализация самостоятельной изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста Садыкова Лилия Мухаметовна Реализация самостоятельной изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Формирование.

Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии хватать и.

Значение дидактических игр в развитии детей раннего возраста. В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать.

Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка дошкольного возраста Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение дидактических игр в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 января 2019 в 15:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение дидактических игр в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кадырова Ольга (УИ 1802091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД