Татьяна Беркутова
Консультация для воспитателей «Совместная деятельность взрослого и детей и ее значение в экологическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Совместная деятельность взрослого и детей и ее значение в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Идея эта не нова, она так или иначе представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили и др.
Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимы при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объедененных достижением общей цели. Характерными особенностями совместной деятельности являются :
- контакт между ее участниками обеспечивающий обмен действиями и информацией;
- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
- возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.
Виды совместной деятельности, оказывающие решающее воздействие на становление начал экологической культуры в дошкольном возрасте.
Создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения. Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она включена в педагогический процесса и выполняется совместно взрослыми и детьми.
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью участия взрослых и детей. Дошкольники способны стать участниками этой деятельности тремя способами :
- слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
-наблюдая за деятельностью взрослых;
- практически участвуя в ней.
Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных,с экологической точки зрения, действиях.
Все эти моменты имеют непосредственное отношение к совместной деятельности воспитателя с детьми в уголке природы и других «экологических пространствах». Как же следует организовывать эту деятельность, чтобы реализовывать ее ведущий мотив – воспитание у дошкольников начал экологической культуры – и достичь конкретных целей? Этих целей немало.
-Демонстрация воспитателем образца (эталона) взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.
- Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимоотношение с ними.
- Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.
- Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.
- Развитие наблюдательности, формирование понимания причинно-следственных связей в природе.
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями. В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле : «я делаю- вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах.»
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей нарастает. Формула этого возраста: «Вы делаете это сами, я вам помогаю.» воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их.
В старшем дошкольном возрасте осуществляется такая трудовая совместная деятельность как :
- Дежурство в уголке природы группы.
- Труд в комнате природы.
- Совместная деятельность по выращиванию растений на участке ДОУ.
Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным :
- если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;
- если укрепляется понимание того, что эти условия созданы трудом людей.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания – методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.