Татьяна Ткешелашвили
Консультация на тему «Взаимосвязь театральной и продуктивной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Взаимосвязь театральной и продуктивной деятельности».
Искусство — одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих духовное, идейное содержание в чувственном материале — в слове, в движении, в красках, в пространстве, пластических средствах.
Публикация «Консультация на тему „Взаимосвязь театральной и продуктивной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека.
Искусство выступает в роли "защитного пояса", который охраняет ребенка от влияния идей насилия и жестокости, пошлости и безвкусицы.
По определению Я. А. Каменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека.
Одним из видов искусства является театр. Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с другими видами деятельности : познавательной, музыкальной, изобразительной, физкультурной.
Важен интегрированный подход к обучению детей, формированию у них театрально-художественных способностей. Дети с особой радостью отзываются о тех занятиях, где происходит интеграция театрально-игровой и изобразительной деятельности.
Мы знакомим детей с театром, организуя посещения спектаклей драматического театра, посещение цирковых представлений, но деткам интересно узнать театр «изнутри», им нужна амплификация театрального опыта : знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, поэтому я проводила углубленную работу с детьми по театрализованной деятельности.
Познакомила детей с историей возникновения кукольного театра в России. Кукольный театр — явление в нашей жизни распространенное. Детство каждого ребенка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол. Дети узнали, что по просторам России бродило много странствующих актеров. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки — она была невелика, и все представление длилось 20—30 минут.
Так же на своих занятиях по изодеятельности я стараюсь давать детям знания о театре : на занятиях по ознакомлению с архитектурой рассматривали здания различных театров - Сызранского драматического театра, Самарского театра Юного зрителя, Московского театра кукол им С. Образцова.
Дети научились отличать здания театров от зданий другого назначения : школ, магазинов, жилых домов. Наличие величавых колонн отличает здания театров от остальных. Рассказывала о работе деятелей искусств - архитекторах.
Китайская пословица гласит:
Расскажи мне - и я узнаю,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь.
Поэтому все полученные знания стараюсь закрепить в продуктивной деятельности. После ознакомления с архитектурой мы рисовали здания театров.
К деятелям искусств можно отнести профессию художников- декораторов. После знакомства с их работами предложила детям сделать декорации к настольному театру. Дети вырезали домики, деревья, кустики, облачка, солнце, наклеивали на картон, а затем мы сделали ширму с декорациями для сказок. Ширма получилась многофункциональная: можно легко сменить декорации для следующей сцены, они укреплены на шнурках.
Также делали декорации из бросового материала: замки из бутылок из- под кетчупа, елочки - конусы, обмотанные мешурой, из больших коробок сделали башни замка и карету к сказке «Золушка», чудо-дерево, на котором в зависимости от сезона мы с детьми меняли ветки - рисовали и закрепляли на ветках осенние листья, делали иней из белых салфеток зимой, летом листья делали зеленые.
Как художники-оформители мы рисовали афиши к различным спектаклям, где дети проявляли свое творчество, изображали главных героев, писали сами название сказки, начало сеанса, цену билетов. Методом аппликации делали пригласительные билеты на спектакли.
После знакомства с работой мастеров по изготовлению кукол дети сами захотели изготовить героев для показа сказок. Сначала были изготовлены нами куклы для настольного театра :
• вырезали из книги «Сделай сам» из конусов,
• смастерили кукол из киндер-сюрпризов,
• сообща начали делать смешариков из целлофановых пакетов,
• из старых иллюстраций вырезали героев сказок и различных животных. Для устойчивости использовали прищепки, а также можно из прищепок можно сделать ноги,
• кукол для пальчикового театра,
• сделали кукол на резинках, которые надеваются на пальцы. Пальцы играют роль ног и куклы кажутся живыми,
• с кружковцами сделали кукол - дергунчиков, которые так забавно двигаются,
• сделали кукол-марионеток на нитях,
• сама сшила для детей кукол «живые руки», которые можно использовать в сказке «Снегурушка и лиса» и «Лисичка со скалочкой».
В своей работе дети проявляли творчество, фантазию, воображение. Леша Степаненко придумал как сделать корону для принцессы из киндера- сюрприза.
Познакомила детей с профессией мастеров-костюмеров, затем сделали костюмы на детей из больших целлофановых пакетов, с помощью скотча и степлера скрепили части костюмов, украсили их бантами, сделанными также из целлофановых пакетов, сделали к костюмам украшения: бусы из макарон, покрашенных гуашью и покрытых лаком, браслеты из фольги (скатывали бусинки и нанизывали на нить). Расписывали кокошники, делали полумаски для новогодних представлений. Костюмы, детали костюмов, украшения можно использовать для игр- драматизаций, которые считаются феноменом театральных игр.
Дети узнали, что в театре есть мастера, которые изготовляют бутафорские вещи для спектаклей и изъявили желание сделать что-нибудь своими руками, поэтому мы решили сделать предметы из папье-маше, расписать их узорами.
В своей изо-студии я начала оформлять центр активной театральной деятельности, где размещаю всё, что сделано детскими руками для театра, изосредства, которые могут пригодиться при изготовлении кукол, декораций.
Там же я разместила костюмы для детей, сшитые моими руками, перчаточные куклы - сшитые и вязаные.
Дети обыгрывают свои поделки, устраивая миниспектакли по окончании своей работы, импровизируют, используя ширмы - стационарную и съёмную, которую я укрепляю в проеме дверей.
Здесь даже стеснительные дети раскрепощаются, проявляют выдумку, фантазию, находчивость:
Мною собраны сценарии кукольных спектаклей
• «Сказка о двух братьях»
• «Три поросенка» -
• «Гуси-лебеди»
• «Морозко»
• «Три медведя», в современной обработке. Вот для них будем изготавливать кукол в следующем году.
Я по ходу занятия рассказываю детям о театральных жанрах -драматическом, музыкальном, кукольном, театре зверей, клоунаде.
У нас есть «Неделя театра». Это время я использую для углубленной работы на эту тему. Совместные выступления формируют добрые отношения друг к другу. Дети понимают роль своего участия в спектаклях, переживают, — оценивают свои выступления и товарищей, снимают речевые комплексы.
На занятиях я использую технические средства - ДВД-плеер, телевизор, компьютер, магнитофон с записями сказок в исполнении артистов. Детские поделки для театра сфотографированы и собраны на диске. Мною сделан фильм «Театр и дети».
У меня есть аудиотека классической музыки, которую можно использовать для спектаклей, «голосов природы» (шум ветра, моря, голоса животных и птиц).
В работе с детьми можно использовать программу Н. Сорокиной "Театр - творчество - дети», она поможет нам развивать творческий потенциал детей в театральной деятельности и жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой и изобразительной деятельности.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.