Татьяна Терехова
Консультация «Виды игровой деятельности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В исследованиях отечественных ученых (Л. С. Выготского, А. В. Запоржца, М. И. Лисиной, Э. Б. Эльконина) действия с предметами, равно как и игра, определяются ведущей деятельностью детей в раннем возрасте.
Постепенно к 3-му году жизни ребенка у него формируется понимание смысла деятельности взрослых, что лежит в основе сюжетно-ролевой игры.
В процессе жизни у ребенка формируются разные виды деятельности : связанная с режимными процессами, специально организованными взрослыми, играми и занятиями; игровая самостоятельная. Деятельность ребенка, связанная с организацией режимных процессов (одевание, гигиенические процедуры, кормление, купание, подготовка ко сну и т. д., занимает основную часть времени ребенка и имеет большое значение. Удовлетворяются важные потребности малыша, формируется его умение ориентироваться в окружающем мире, развиваются навыки, координация движений рук, начинаются трудовые действия ребенка.
Публикация «Консультация „Виды игровой деятельности детей раннего возраста“» размещена в разделах
Деятельность, связанная с обучением ребенка в организованных взрослым играх и занятиях, в связи с особенностями малыша занимает короткое время, но она имеет большое значение в его развитии. Особенно для наших детей, ведь у детей Дома ребенка нет родителей и воспитатель должен заменить им маму и папу, научить всему чему ребенка учат дома.
Игровая самостоятельная деятельность должна занимать значительную часть жизни ребенка, поскольку если он не ест, не спит, не занимается со взрослым, то он играет, и это его естественное состояние. Для воспитателя организация игры – один из наиболее сложных участков работы. Каковы же основные отличия самостоятельной игры ребенка от занятий, проводимых воспитателем? Главное отличие заключается в том, что занятие, организуемое взрослым, имеет узкую цель, где ведущая роль принадлежит воспитателю при активном участии детей. А если игра возникает по инициативе ребенка, значит, она ему интересна. Роль взрослого заключается в том, чтобы создать игровую среду, побуждающую малыша к активной деятельности, и направлять ее, не подавляя инициативы ребенка.
Виды игровой самостоятельной деятельности :
В возрасте 1 года ребенок только становится на ноги и овладевает ходьбой, являющейся одним из видов его деятельности, которая стимулируется окружающими его предметами. Поэтому, с одной стороны, необходима достаточная площадь для двигательной активности малыша, с другой – пособия, стимулирующие эту активность: горка для скатывания, мячи, машины, тележки, которые он повезет впереди себя. Познавательная деятельность связана прежде всего с ориентировочной деятельностью, наблюдением окружающего, поэтому в группе должны находиться разнообразные предметы для рассматривания – картины, макеты с изображением каких-то действий (кукла катается на санках, кукла кормит собачку и т. д., книжный уголок.
Действия с предметами – ведущий вид познавательной деятельности, который может быть представлен в виде непосредственных действий с предметами (развивающие дидактические игрушки) и орудийных действий с дополнительными предметами орудиями (ложкой, палочкой, чашкой и т. д.).
Конструктивная и изобразительная деятельность на 2-м году жизни ребенка выступает как предметная, когда он воспроизводит постройки, подражая взрослому, оставляет карандашом след на бумаге. В дальнейшем, в связи с развитием координации рук, представлений об окружающем мире, овладением техническими методами, формируются специфические виды деятельности – конструктивная и изобразительная. Уже в начале 2 – го года жизни у детей появляется игра с сюжетными игрушками.
Возраст ребенка до 3-х лет – самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и время начать заниматься с ребенком. Игра – первое, чему нужно научить любого малыша. Маленький ребенок еще не может сам занимать себя. Поэтому главная задача педагога на данном этапе – помочь ребенку. Умный, знающий, внимательный, искренний, добрый, а главное любящий детей воспитатель может сделать многое. В его силах создать в группе радостную и доброжелательную атмосферу, завоевать доверие детей. Их настроение поднимается, если малыши поймут, что взрослый всей душой отдается игре с ними. Дети с удовольствием будут играть со взрослым на равных, повторяя все его действия.
Чтобы сделать занятия более эффективными, обратите внимание на следующие моменты:
- проводите занятия с детьми систематически в соответствии с перспективным планом;
- дети любят играть в одни и те же игры. Чтобы малыши могли запомнить основные игры, повторяйте их на каждом занятии;
- до начала занятия ознакомьтесь с игровыми заданиями, продумайте план занятия, подготовьте необходимый материал;
- не забывайте о технике безопасности! Вы должны быть уверенны, что ребенок не проглотит или не засунет себе в нос или ухо мелкий предмет, не упадет или не ударится. Чем будут заняты остальные дети.
- организуйте рабочее пространство, уберите отвлекающие предметы;
- в начале занятия необходимо вызвать у детей желание к совместному творчеству. Для этого важно эмоционально подготовить малышей, создать игровое настроение с помощью ролевых или подвижных игр или сюрпризного момента;
- ваша речь должна быть четкой, эмоционально окрашенной и неторопливой;
- важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие во всех играх детей;
- если некоторые дети отказываются заниматься, не заставляйте их играть. Начните занятие, и очень скоро эти дети захотят присоединиться к вам;
- будьте доброжелательны и уважительны к детям;
- похвала – прекрасный стимул для дальнейшего развития. Не забывайте об этом! Не акцентируйте внимание на неудачах ребенка, лучше поощряйте его успехи.
Удачи Вам в вашей благородной профессии!