Якимова Татьяна Леонидовна
Консультация «Слушание классической музыки детьми с нарушением речи»
Особенности восприятия классической музыки детьми с нарушением речи.
Человек стал человеком, когда услышал шопот листьев и песню КУЗНЕЧИКА, ЖУРЧАНИЕ ВЕСЕННЕГО РУЧЬЯ И ЗВОН СЕРЕБРЯНЫХ КОЛОКОЛЬЧИКОВ, ЖАВОРОНКА В ЛЕТНЕМ НЕБЕ, ШОРОХ СНЕЖИНОК, ЛАСКОВЫЙ ПЛЕСК ВОЛН И Т «ЧЕЛОВЕК СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, КОГДА УСЛЫШАЛ ШОПОТ ЛИСТЬЕВ И ПЕСНЮ ОРЖЕСТВЕННУЮ ТИШИНУ НОЧИ,- УСЛЫШАЛ И,
ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ, СЛУШАЕТ СОТНИ И ТЫСЯЧИ ЛЕТ ЧУДЕСНУЮ МУЗЫКУ ЖИЗНИ. УМЕЙТЕ И ВЫ СЛУШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ, УМЕЙТЕ НАСЛАЖДАТЬСЯ КРАСОТОЙ»
Публикация «Консультация „Слушание классической музыки детьми с нарушением речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
По мнению В. А Сухомлинского «Умение слушать и воспринимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры.
Без этого невозможно представить полноценного воспитания»
Восприятие музыки это-
восприятие музыки специально созданной для слушания,
восприятие музыки в связи с ее исполнением,
музыкально-дидактические игры.
Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства.
Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.
Организуя музыкальное воспитание ребенка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать ее красоту.
И желательно с самого раннего возраста…
Причины, которые вызывают речевые нарушения, могут быть разными.
Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить ОТКЛОНЕНИЯ или ОТСТАВАНИЯ в развитии ребенка.
У таких дошкольников наблюдается снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию, не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании музыкальных произведений. Это связано со слабостью развития познавательных процессов.
Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей, формирования правильного звукопроизношения.
Общение с музыкой детей с нарушением речи ускоряет общее
психо-физическое развитие дошкольника.
На первых порах дети совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции. Проблемы с запоминанием произведений, фамилий композиторов. Для обеспечения необходимой сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки принимают во внимание качество имеющихся у ребенка представлений об окружающем мире, наличие жизненного опыта предметно-игровой деятельности. По этой причине музыкальное воспитания детей с нарушениями речи проводиться в тесной взаимосвязи с коррекционной
работой по ознакомление детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуар музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх.
На музыкальных занятиях развиваются навыки связной речи. Например с помощью музыкально- дидактических игр.
Игра «Угадай Инструмент»
Перечисление музыкальных инструментов, которые звучали, становятся хорошей речевой гимнастикой.
ИГРА «БУРАТИНО»
С целью закрепления пройденного материала, дети вспоминают и отгадывают
произведения по иллюстрациям.
ИГРА «ОБЛАЧКИ НАСТРОЕНИЯ»
Развиваем у детей умения определять настроение музыкального произведения, выражать настроение мимикой.
Предлагается с помощью мимики и движения выразить настроение прослушанного произведения, проявить свое творчество.
Очень важно развивать эмоциональную сферу ребенка на занятиях по слушанию музыки.
После прослушивания музыкальных произведений можно попросить нарисовать, а потом рассказать, что они услышали.
По наглядному материалу после прослушивания музыкального произведения, придумать и рассказать историю, которую они услышали в данной музыке. Ребенок учится на таких занятиях рассказывать и по памяти, и по воображению. Может придумать свой волшебный мир, свою сказку.
После прослушивания музыкального произведения и во время его звучания полезно предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ НА ЗАНЯТИЯХ по слушанию музыки :
есть такая закономерность- ярче воспринимается картина
затем слово, только потом музыка.
поэтому, если хочешь заострить внимание на музыке-
не желательно показывать картины
Нельзя говорить во время звучащей музыки.
Я предлагаю закрыть глаза и прислушаться (звучит фонограмма. звуки леса)
Спрашиваю у детей: что представили, что услышали?
Слушание правильно подобранной музыки –
повышает иммунитет детей
снимает напряжение и раздражительность,
головную и мышечную боль,
восстанавливает спокойное дыхание.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ.
Контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка осуществляется
-в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми
дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа.
Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.
Положительное воздействие оказывает классическая музыка.
Успокаивающие произведения Баха, Моцарта, Бетховена.
Возбуждающий эффект произведения Вагнера, Оффенбаха, Равеля.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают.
Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает.
Врачуют не только естественные, но и искусственно созданные звуки.
Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение.
Раздражающая музыка дает противоположный эффект. Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком.
Рекомендуют включать музыку для утреннего приема детей,
Музыка для засыпания и пробуждения после сна.
Все это дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей,помогает раскрепостить, формирует устойчивый интерес к музыкальной образовательной деятельности.