Получи документы

Консультация «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества»

Байкова Ульнара
Консультация «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества»

Много веков назад, когда люди не знали букв, ещё не придумали, не могли писать, они передавали из уст в уста, то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала – рассказывала то, что слышала своей дочке, а та своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы в те времена называли «Уста», поэтому то, что сочинил народ и не мог записать, называлось «Устным народным творчеством»

Темочки:

У русского народа как у любого другого народа есть своё бесценное богатство – это фольклор. К нему относятся: потешки, игры прибаутки, заклички, приговоры, колыбельные песни, пестушки, пословицы, загадки и сказки.

Потешка – это весёлая народная песенка. Слово «потешка» происходит от слова потешаться (подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Когда детей убаюкивали или веселили, им рассказывали потешки. Давайте послушаем их:

На стене часы висели,

Тараканы стрелку сьели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

***

Стучит бренчит на улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

***

Чики – чики, чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки!

***

Петушок-петушок

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Саше спать не даешь?

***

А вот послушайте ещё :

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить?

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Один ворот остался.

***

- Ладушки, ладушки!

- Где были? – У бабушки.

- Что ели? – Кашку.

- Что пили? – Бражку.

- Чего на закуску? – Хлеб да капустку.

- Чего на заедку? – Пареную репку.

***

- Гуси, гуси!

- Га-га-га!

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Ну, летите!

- Нам нельзя:

Серый волк под горой

Не пускает нас домой,

Зубы точит,

Съесть нас хочет.

- Ну, летите, как хотите!

Только крылья берегите.

***

Чем же отличаются последние три стихотворения от потешек? Как вы думаете? Последние стихи построены в виде диалога двух людей или животных – это не потешки, это прибаутки.

Прибаутка – в народе маленькая сказка, короткие смешные рассказики, иногда в виде диалога.

Прибаутки отличаются от потешек и пестушек тем, что они не связаны с какими то игровыми движениями, но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет.

Уходи с дороги кот!

Кукла Танечка идёт.

Кукла Танечка идёт,

Ни за что не упадёт!

***

Наша Маша маленька,

Чуть побольше валенка,

В лопоток обуется –

Пузырьком надуется.

***

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу неспеша.

Ложка за ложкой,

Ели понемножку.

***

И так, а что же такое пестушки?

Пестушки – это маленькие стихотворения, которые сопровождались движениями маленького ребё нка: ручками, ножками. Слово «пестушка» происходит от слова пествовать (холить, лелеить, нянчить)

Например: когда проснулся малыш на распев приговаривают:

Потягунюшки,

Подрастунюшки.

Роток говорюнюшки,

Руки хватюнюшки

Ноги ходюнюшки.

***

Или когда умывается:

Вода водичка умой моё личико…

Пестушка незаметно переходит в потешку – песенку в которую поют ребёнку, играя с его пальцами, руками или ножками.

Катя, Катя маленька,

Катя удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя ноженькой!

***

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Песни пел и танцевал, своих братцев потешал

***

Бежали мы по дорожке,

А на встречу красные сапожки

Сапожки, сапожки!

Обуйте наши ножки,

Чтобы ножки не устали,

Чтобы ножки не хромали.

***

Приговоры – жанр фольклора, небольшие стихотворения, которые использовали в семейно-бытовых ритуалах, например, когда заплетали ребё нка приговаривали:

Уж я косу заплету,

Уж я руссу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

***

Когда мыли ребё нка:

Вода текучая,

Дитя растучее,

Вода к низу,

А дитя кверху.

***

Колыбельные песенки

Баю-баю, баю-баю,

Пошёл отец за рыбою,

Мать пошла пелёнки мыть,

Дедушка дрова рубить,

Ну, а твоя бабушка

Напекла оладушек.

***

Потешки, пестушки, прибаутки нужно рассказывать особым голосом: ласково, нежно, чтобы ребёнок понял, что они обращены именно к нему и чтобы ребёнок понял этими потешками или прибаутками что мы хотим ему сказать. Поэтому нужно читать нежно на распев.

Это прекрасный материал, который можно использовать на занятиях, режимных моментах. Эти жанры не только обогащают речь детей, но и благотворно влияют на формирование эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Русская народная сказка. Именно сказки раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь. Многие сказки в самом начале содержат «крылатые» повторные выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка - «дремучий лес», «море синее», и ребёнок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок все больше вникает в ход событий.

Заклички – это один из древнейших жанров фольклора, стихотворные обращения к природе, небольшие песенки. Это были своего рода короткие заклинания, не имеющие серьёзный магический характер. Их исполнять – это «кликать». Как правило, короткие стихотворения или песенки что-то призывали или же, наоборот, прогоняли. К примеру, весенние заклички должны были ускорить уход зимы, а осенние – позволить собрать богатый урожай. Объектом же клича могло стать все что угодно, имеющее отношение к природе – птицы, камни, речная вода, солнце и так далее.

Сей, сей горох,

Посевай горох!

Уродись горох,

И крупен. И бел, На потеху всем:

И сам тридесят –

Для всех ребят.

***

Солнышко выгляни

Красное высвети!

На холодную водицу

На шёлкову травицу

На аленький цветочек

На кругленький лужочек.

***

Жаворонки, прилетите,

Красну весну принесите,

Нам зима-то надоела,

И весь хлеб у нас доела,

И дрова все пожгла.

Молоко всё унесла.

***

Детский фольклор – начало начал для ребёнка. Он развивает его сообразительность, умение внимательно слушать и даже четко выговаривать слова. Когда ваш малыш подрастёт, он уже не пройдёт мимо великой русской культуры, импульс к познанию которой получил в самом раннем детстве!

Народное творчество – источник чистый и вечный, поэтому детей следует учить воспринимать фольклорные тексты, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества»
Опубликовано: 13 мая 2022 в 17:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества»» (включая файлы) размещена пользователем Байкова Ульнара (УИ 2489960) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД