Наталья Гришкина
Консультация «Развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования»
«Умейте открыть перед ребёнком что-то одно, но так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
Уже в дошкольном возрасте дети получают положительные эмоции, испытывают чувство удовлетворения и самоуважения от самостоятельно достигнутых результатов.
Исследовательская деятельность - естественное состояние современного ребёнка-дошкольника. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения.
Публикация «Консультация „Развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Значит, необходим новый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному добыванию знаний при изучении предметов и явлений окружающего мира. И поможет в этом организация детского экспериментирования - практическое выполнение ребёнком действий с объектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей.
Актуальной проблемой современного дошкольного образования в логике федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является поиск путей воспитания и развития личности, способной к реализации своего потенциала и исследовательской активности в разных видах деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка реализуется в экспериментировании. Дошкольники любят экспериментировать, практически осваивать действительность. Во время эксперимента предметы четко и понятно обнаруживают свои «тайны», невидимые для ребёнка в обычной жизни.
При организации образовательного процесса в детском саду экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на своих собственных наблюдениях, опытах и умозаключениях.
Дети старшего дошкольного возраста способны успешно познавать не только видимые свойства окружающих предметов и явлений, но и внутренние связи и отношения.
Детское экспериментирование способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Во время эксперимента дети делают выводы и умозаключения, рассказывают об увиденном, а это значит развивается эмоциональная сфера ребенка, обогащается речь, проявляются такие качества как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность.
В условиях модернизации дошкольного образования особое значение приобретает
создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
ФГОС ДО нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности….»
Формирование познавательно-исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента прочнее и надёжнее тех сведений о мире, рассказанных взрослыми.
Детское экспериментирование имеет свои особенности. Общение взрослого с детьми в ходе проведения экспериментальной деятельности носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Мы не можем обязать ребёнка ставить опыты, жестко ограничивать по времени их продолжительность. У дошкольника должно сохраняться ощущение свободы и возможность общения друг с другом.
Таким образом, вся работа по формированию и развитию познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности направлена на развитие познавательной инициативы, обогащение представлений об окружающем мире, умение устанавливать причинно-следственные, пространственные и временные связи.