Получи документы

Консультация «Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью»

Валерия Бабкина
Консультация «Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью»
▼ Скачать + Заказать документы

Сущность понятия сюжетно – ролевой игры старших дошкольников

В последние десятилетия проблема детской игры находится в центре внимания многих исследований. Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра не достигает должного уровня и постепенно уходит из жизни. Особенно это касается сюжетной игровой деятельности старших дошкольников.

Публикация «Консультация „Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью“» размещена в разделах

Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Игра не может развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других

Детям дошкольного возраста присуще желание подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми.

Творческая ролевая игра становится, по определению Л. С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника», в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями. Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов.

Источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста, становятся режиссерская и образно – ролевая игра. Возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью.

Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, поэтому игры его связаны главным образом с семейными и бытовыми проблемами. По мере освоения новых областей жизни, ребенок начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т. д. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется, ролевая игра смыкается с играми с правилами.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. И, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Постепенно общение между детьми становится более продуктивным и интенсивным. В старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Если по какой-то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля.

Старшие дошкольники самостоятельно создают игровую обстановку, договариваются о сюжете, распределяют роли. Воспитатель участвует в игре на правах равного партнера через игровой образ. Его влияние на игру осуществляется через ролевое поведение, игровое предложение, совет. Главное – сохранить самостоятельность игры и пробудить игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Дать пищу для развития сюжетно – ролевых игр – значит обогатить впечатления детей о социальном мире, вызвать интерес, желание стать участниками тех или иных событий.

Более высокой ступенью сюжетно – ролевых игр является игра с макетами, которые способствуют развитию дошкольников: развитию сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре. Это макеты – модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты («Зоопарк», «Дом», «Автогородок» и др.); макеты - карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих ее объектов («Улицы города», например). Игры с макетами содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы.

Таким образом, дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, дошкольник учится общаться со сверстниками, стремительно развивается его речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время накопления воспитанниками социального опыта, время первоначального становления личности.

Публикации по теме:

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста» Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных.

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра» Консультация на тему: «Что такое сюжетно – ролевая игра?» Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное.

Консультация для родителей детей второй младшей группы «Сюжетно-ролевая игра — что это и для чего нужна» Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются.

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра дома» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сюжетно-ролевая игра дома» Ребенок старшего возраста уже вполне самостоятелен, результативен, автономен. Он.

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в семье» Сюжетно-ролевые игры – обязательная программа любого детского сада и важный этап в развитии каждого дошкольника. Позитивное влияние ролевых.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте» 1. Цель сюжетно-ролевой игры 2. Роль воспитателя в организации игры 3. Предметы-заменители в сюжетно-ролевой игре Уважаемые педагоги, всем.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста как средство формирования коммуникативных умений» Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра» В сюжетно - ролевую игру дошкольники включают различное содержание. Разновидности сюжетно - ролевой игры делятся на: *игры, отражающие.

Консультация «Сюжетно ролевая игра в жизни ребёнка» .

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни современных детей» Сюжетно-ролевые игры в жизни современных детей Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью»
Опубликовано: 17 апреля 2019 в 19:42
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью»» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Бабкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД