Татьяна Гавриленко
Консультация «Песочная терапия. Адаптирующие игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему "Песочная терапия. Адаптирующие игры".
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, логопедов, психологов к специально организованным занятиям с детьми с использование песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проведения у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а так же для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Арт-терапия. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с песком
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Что такое песочная терапия?
Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям.
Пескотерапию может проводить воспитатель, логопед, психолог.
Цель песочной терапии : развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.
Задачи пескотерапии :
1. Рекласация, снятие мышечной напряженности;
2. Развитие зрительно – пространственной ориентировки;
3. Концентрация внимания, памяти;
4. Развитие речи и логики, расширение словарного запаса;
5. Стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;
6. Способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;
7. Развитие творческих (креативные) способностей;
8. Формирование позитивной коммуникации.
Общие условия организации песочной терапии
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер 50х70х8 см, (где 50х70 – размер поля, а 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы удобнее использовать песочницу размером 100х140х8 см.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство, можно экспериментировать с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.
Игрушки. Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.
- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных, в динамических и статических позах;
- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
- летающие животные (домашние, дикие, доисторические);
- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох);
- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
- объекты небесного пространства (солнце, луна, облака, радуга, звезды);
- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского военного назначения, фантастические транспортные средства);
- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
- естественный природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева и пр.)
- фантастические предметы и персонажи мультфильмов.
Итак, все что встречается в окружающем мире может занять достойное место в коллекции. Коллекция фигурок располагается на полках (могут использоваться и прозрачные коробки).
Чем полезны игры с песком?
• Развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение.
• Формируют у ребенка представления об окружающем мире.
• Развивают мелкую моторику, глазомер.
• Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
• Помогают узнавать внешний и свой внутренний мир.
• Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)
Эффект песочной терапии :
• Позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
• Положительная динамика в развитии:
- образного мышления;
- тактильной чувствительности;
- зрительно – моторной координации;
- ориентировки в пространстве;
- сенсомоторного восприятия.
Все игры в пескотерапии делятся на 3 направления:
1. Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развивает внимание и память, развивает восприятие различного темпа речи, развивает фонематический слух, работает над дыханием. Главное идет обучение письму и чтению.
2. Познавательные игры – познать многогранность нашего мира.
3. Проективные игры – осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.
В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных детей нет в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок – мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить!
Чтоб запомнить и дружить!
Советы по организации занятий
Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно
обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько
правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно
соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.
В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.
Итак, некоторые рекомендации:
• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
• Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
• Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.
• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
• Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.
• С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.
• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.
• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
• Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.
• Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы.
• Периодически лоток нужно пополнять песком.
• Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.
• Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.
• После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.
На этапе адаптации можно использовать обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, позволяющие установить контакт с ребенком. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в детском саду.
• Для игры с песком можно использовать такие упражнения и игры :
• - На песке можно рисовать палочкой
• - Отпечатки наших рук. (Песок прохладный, теплый, сухой, мокрый, когда двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки) Делаем другие упражнения.
• *отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик);
• *скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползает змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром;
• * «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно);
• * «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх – вниз» - движется вся кисть);
• *оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами ( вместе пофантазировать: чьи это следы).
• *отпечатки различными предметами на сыром песке
• Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память.
• - Игра «Чего не стало?»
• Перед детьми стоит 3 игрушки. Дети закрывают глаза, одна игрушка прячется в песок. Затем дети открывают глаза и называют какой игрушки не стало. Ищем предмет в песке. Кто нашел, тот становится водящим.
• - Игра «Найди шарик»
• Цель: знакомство с качествами предметов – размером, формой. Содержание. Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
• Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
• - Проводим фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам
• - «Рассказывание сказок с использованием миниатюрных фигурок и различных предметов»
• - Игра-упражнение «Песочный круг»
• Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу».
• Расставляем на поверхности или в песчаных рельефах разнообразные предметы и фигурки, символизирующие людей, предметы и образы из реальности.
Таким образом, «песочная терапия» является мощным средством успешной адаптации детей к условиям детского сада, снижает психоэмоциональное напряжение, развивает коммуникативные навыки, создает положительный образ детского сада.