Соболева Светлана
Консультация «Особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста с ОВЗ на прогулке»
Прогулка играет ведущую роль в развитии, образовании, оздоровлении детей с ОВЗ. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического и умственного развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Публикация «Консультация „Особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста с ОВЗ на прогулке“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Прогулки. Консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Отличительной особенностью прогулок является то, что у детей с ОВЗ снижена двигательная активность, наблюдается быстрая утомляемость. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха.
Эффективность прогулок с детьми с ограниченными возможностями здоровья во многом определяется пониманием значимости, которое состоит в том, чтобы:
-удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
-обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка с ОВЗ через специально организованную двигательную активность и физические нагрузки в зависимости от возраста и специфических отклонений каждого ребенка;
-способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
-стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Задачи:
оздоровительные:
- приобщать детей к здоровому образу жизни;
- повышать степень устойчивости организма ребенка к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Образовательные:
- расширять и закреплять знания детей об окружающем мире;
- учить анализировать и делать выводы о закономерностях развития и взаимозависимости всех существ и явлений в природе;
- продолжить обучать осторожному, безопасному поведению в окружающей среде, знать об опасностях связанных с растениями, животными, транспортом, незнакомыми людьми;
- учить детей анализировать качество выполнения физических упражнений, замечать ошибки и исправлять их.
- развивать представление о полезности и целесообразности физической активности, желание заботиться о своем здоровье. Подвижные игры на прогулке оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, игры, увеличивающие подвижность в суставах. Такие подвижные игры, как «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Лохматый пес» активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме. С привычным для всех оборудованием проводим упражнения «Перешагнём ленточку», «Бежим по дорожке», «Попади в круг», «Удержи мешочек». Таким образом, подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста с ОВЗ - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно сосудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат ребенка концентрации и вниманию.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни мы начинаем прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организуем малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Во время прогулки уделяю внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, листья для букета. Зимой могут сгребать снег. Стремлюсь сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями в тоже время активизирую двигательную активность детей.
Во время прогулок я провожу индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы, сбегание с пригорков.
Во время прогулки слежу за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз или не перегрелся.
Примерно за полчаса до окончания прогулки я организую спокойные игры. «Куда спрятался зайчик», «Найди и покажи» и т. д. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие детей.
Все перечисленные виды двигательной активности, дополняя и обогащая друг друга в совокупности обеспечивают необходимую активность каждого ребенка во время пребывания в детском саду.