Марина Маслова
Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Нетрадиционные формы работы с родителями»
Роль семьи в развитии ребёнка первостепенна. Однако сложившееся общественное дошкольное воспитание имеет свои преимущества (охрана и укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, умение общаться и т. п.) Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их преемственность и взаимопроникновение. Поэтому детский сад широко привлекает родителей к своей работе.
Публикация «Консультация „Нетрадиционные формы работы с родителями“» размещена в разделах
Педагогические коллективы не должны ограничиваться просветительской работой, а должны предлагать родителям различные формы сотрудничества и совместного творчества: вечера вопросов и ответов, устные журналы, мастер-классы, выставки прикладного творчества, совместные праздничные мероприятия и т. д.
При этом надо ориентироваться не на «усреднённого» родителя, а учитывать индивидуальные и возрастные особенности, культурный и образовательный уровень родителей, степень компетентности в области педагогики и психологии, интересы, способности и т. д. Современные родители предъявляют большие требования к детскому саду, их больше устраивают такие формы работы, как:
1. кружки по интересам
2. праздники и развлечения
3. мероприятия по подготовке детей к школе.
В последнее время дошкольные учреждения стали более ориентированы на удовлетворение потребностей семьи и используют в своей работе нетрадиционные формы и методы взаимодействия с родителями. Ранее малоиспользуемые формы работы – совместные спортивные праздники детей с родителями, КВН, вечера досуга, выставки совместных работ – теперь широко вошли в практику учреждений.
Основные цели полноценного взаимодействия семьи и детского сада достигаются путё м реализации следующих задач:
1. Вовлечение родителей в проблемное поле воспитания ребёнка.
2. Оказание консультативной и информационной помощи семье в вопросах воспитания и обучения детей.
3. Сотрудничество родителей с педагогами ДОУ, создание единого образовательного пространства.
Весьма действенной и оригинальной формой привлечения родителей к совместному с детским садом воспитанию ребёнка является «провоцирование» любопытства взрослых к содержанию образования. Например, дошкольникам даё тся задание на дом : придумать или вспомнить смешной случай, чтобы вписать его в «Книгу Юмора» или составить к 8 Марта полезные и вредные советы для мам, сделать проект участка детского сада – каким он должен быть или хотелось, чтобы был. Объяснить, что такое счастье и что для этого надо. Неожиданность, нестандартность заданий не может остановить большинство родителей, они начинают чаще интересоваться, чем занимаются дети, теснее становится их контакт с воспитателями.
Одной из интересных и результативных форм взаимодействия с семьё й является организация на базе детского сада семейных клубов по интересам: спортивных, туристских, фольклорных. Преимущества очевидны: в детском саду есть необходимые материальные условия, специалисты, помещения. Во время работы таких клубов дети и родители занимаются единым делом, в котором взрослые – равны е с детьми партнёры.
Эффективна и такая форма взаимодействия, как студийные занятия родителей вместе с детьми. На таких занятиях мамы и папы совместно с ребёнком выполняют задания педагога. Взрослые знакомятся не только с содержанием обучения, но и собственным ребё нком: они неожиданно для себя открывают такие качества, умения и возможности своих детей, о которых и не подозревали ранее. Очень интересна и перспективна такая форма работы с родителями, как семейные встречи. Известно, что современные родители уделяют общению с ребёнком примерно 15 минут в день! На вечерах – встречах родители вместе с детьми играют, соревнуются, поют, танцуют, отдыхают. Здесь главное – увеличить время совместного пребывания родителей и детей, научить родителей прислушиваться к детям, их чувствам, запросам, создать атмосферу единства семьи, сплочённости и удовольствия от общения друг с другом. Это пример для родителей в организации семейного досуга.
В установлении взаимосвязи, единства большую роль играет педагогическое просвещение родителей :
1. консультации по определённым вопросам воспитания;
2. тематические папки – передвижки;
3. участие в проектах детского сада;
4. родительские собрания;
5. практические семинары;
6. консультации специалистов детского сада.
Сама проблема сотрудничества не нова. Но сегодня она носит творческий характер, делая акцент на дифференцированный подход к каждой семье. Анализируя наиболее типичные проблемы, можно выделить знания, необходимые родителям. Поможет в этом книга для родителей «Всё начинается с детства». В этой маленькой книге собирается справочный материал по образованию, полезные советы и рекомендации. Доступность, лёгкость и простота изложения – главные достоинства книги. Какие ещё можно использовать методы?
Особенно важно это, если родители впервые привели ребё нка в детский сад:
1. первые визиты в детский сад (взаимное знакомство, беседы, рассматривание фотоальбомов и т. п.)
2. посещение на дому (узнать ребёнка, семью в домашней обстановке)
3. Телефонные звонки (в особых случаях или раз в месяц, чтобы поддержать неформальное общение)
4. Информационные стенды (1-2 в месяц, обеспечение семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.)
5. Записки (ежедневные или неформальные, где сообщается о здоровье, настроении, поведении ребёнка, его любимых занятиях, достижениях, благодарность за помощь)
6. Ящик для предложений (родители кладут записки со своими идеями, предложениями)
7. Дни открытых дверей (приход в группу для наблюдения за детьми и играми с ними)
8. Неформальные встречи родителей и воспитателей (тематические встречи, вечера)
9. Круглый стол «Вопрос-ответ», совместные чаепития
10. Открытые занятия для родителей.
В детских садах используются такие нетрадиционные формы работы с родителями :
1. Общесадовые и групповые праздники (конкурсы, игры, аттракционы, чаепития)
2. Нетрадиционные родительские собрания : чаепитие.
3. Родители вместе с детьми делают коллажи, фотомонтажи («Моя семья», «Я люблю», «Такими мы были и стали», «Участок детского сада», «Выходной день», «Лапы, уши, хвосты»)
4. Фотоальбомы с групповых праздников, экскурсий, занятий.
5. Анкетирование родителей.
6. Выставки детских работ, поделок, подарков
7. Стенд «Советы родителям», «Сделайте с детьми», «Это интересно», «Волшебная мастерская», «Готовимся к школе» и т. д.
8. Участие в исследовательских и творческих проектах
9. Конкурсы на лучший новогодний костюм, композицию на стол, поздравительную открытку, и т. п.
10. Открытые занятия для родителей
11. Конкурс семейных талантов (изготовление игрушек, составление загадок, кроссвордов, оригинальных поделок, рисунков).
Формы работы могут быть разными, но главное – помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. Недопустимо сравнивать ребёнка с другими детьми, ведь каждый ребёнок – уникален. В работе с родителями надо учитывать их пожелания и предложения, ценить их участие в жизни группы, рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями, с уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться вместе с родителями его инициативностью, самостоятельностью. Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывая точку зрения родителей.