Арина Иванова
Консультация «Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей дошкольного возраста изменение по падежам является одним из наиболее сложных разделов обучения. Этот раздел программы по развитию речи требует длительной работы и большого количества упражнений.
Как и у детей с нормально развивающейся речью, в жизни детей с недоразвитием речи наступает момент, когда они начинают связывать усвоенные слова друг с другом - образовывать словесные комбинации. Хаотичные сочетания слов используются ребенком только в какой-либо одной форме, не зависимо от требуемого падежа, числа, лица, времени. На этом этапе развития ребенок не способен изменять слова (мама-маму-маме). Это явление может проявляться на протяжении нескольких лет.
Публикация «Консультация „Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа у детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Нормально развивающийся ребенок, усвоив однажды грамматическое обозначение одной языковой ситуации, распространяет ее в дальнейшем на другие аналогичные слова (беру чашку, ложку, шапку, а ребенок с нарушенным ходом речевого развития этого сходства не улавливает и обозначает однотипные речевые ситуации по-разному.
Возможно и обратное явление - распространение одного какого-либо способа изменения слова на все слова независимо от их типов (дай банку, дай молоку). Такие дети не улавливают синтаксического значения падежа :
«ест каша, сидит на стульчику). Такие аграмматизмы, получили в логопедии название «смешение падежей».
Часты случаи неправильного использования детьми с ОНР грамматических элементов для обозначения множественности предметов - при употреблении наречия «много» (много грибы, много карандаши); при употреблении числительных (два грибы, три машинка) или (много грибах, три куклах).
При чем, чем больше вариантов в наборе падежных флексий, тем медленнее они усваиваются ребенком. Например, существительные Тв. п. ед. ч. имеют в своем наборе несколько вариантов окончаний (-ом, -ем, -ей, -ью, усваивается значительно медленнее, чем Вин. п. или Пр. п.
Смешение флексий в классе слов-названий предметов распространено значительно более чем в классе слов-действий.
Особое внимание должно уделяться изучению имен существительных, не изменяемых по падежам. В устной речи детей с глубокой речевой патологией часто встречаются грамматичные высказывания типа «нет палъта», «приехал на метре» и т. д. Смыкаясь с просторечием, эти ошибки носят патологический характер и не поддаются коррекции в ходе текущих исправлений, что требует организации специальной целенаправленной работы, которая далеко не ограничивается одним занятием. На протяжении целого ряда занятий необходимо просто заучивать эти слова и давать детям тексты и слова, в которых они должны узнавать и употреблять эти существительные в различных падежах.
Для отработки падежных окончаний имён существительных единственного числа, можно использовать следующие дидактические игры и упражнения :
Именительный падеж единственного числа.
1.«Что едет по дороге?»
2.«Кто где живет?»
3.«Что где растет?»
4.«Четвёртый лишний» - на все лексические темы.
5.«Назови ласково»
6.«Что (кто) быстрее, тяжелее, ярче, выше?»
Родительный падеж единственного числа.
1. «Без чего?»
Заяц безуха, машина без колеса и т. д.
2. «Из чего мы сделаны?»
Мяч сделай из резины, карандаш из дерева и т. д.
3.«Чей хвост, чья голова?»
Это голова зайца, это хвост собаки и т. д.
4.«Один - много»
Лиса - много лис, оса - много ос и т. д.
5.«С чьей ветки детка?»
Эта ветка с дуба, эта ветка с ивы и т. д.
6.«Найди отличия»
7.«Для чего это нужно?»
Скатерть нужна для стола, колесо нужно для машины и т. д.
8.«Чьи это вещи?»
халат - мамы, клубок - бабушки, очки - дедушки и т. д.
9.«Чего (кого) не стало?»
не стало куклы, не стало кубика и т. д.
10. «Кто кого кормит?»
Волк кормит волчонка, сова кормит совенка и т. д.
11. «Какой это букет?»
Это букет ромашек, это букет роз и т. д.
12. «Что около?»
Около лодки человек, около муравья грибок и т. д.
13. «У кого?» - сядут те дети, у кого в группе зеленые шорты,
Ответы детей «у Вовы, у Тани и т. д.»
14. «У кого листок?» - у кого лист от дуба, (у меня лист от дуба,
от осины).
Дательный падеж единственного числа.
1. «Кому это нужно?»
косточка нужна собаке, капуста нужна зайцу, колпак нужен повару 2.«Для кого угощение?»
орехи - белке, рыба - лисе, яблоко - ежу и т. д.
3. «Где живу т продукты?»
Соль живет в солонке, чай живет в чайнике, сахар.
Винительный падеж единственного числа.
1.«Кого (что) ты видел (а) на улице, в лесу, в группе, и т. д. ?»
2.«Что забыл нарисовать художник?»
Художник забыл нарисовать у машины колесо, у мишки лапу и т. д.
3.«Запомни и расскажи»
Взрослый молча выполняет какие-то действия с предметами, а дети комментируют их. Вы положили лимон в карман, а яблоко отдали Коле и т. д.
4.«Кто к нам пришел?»
К нам е гости пришли 2 медведя, 3 куклы и т. д.
Творительный падеж единственного числа.
1.«Кто куда спрятался?»
Мишку спрятали за диваном, куклу спрятали за шкафом и т. д.
2.«Что где лежит?»
книга лежит под столом, за шкафом и т. д.
3.«Чем что делают?»
пилят - пилой, шьют - иголкой, слушают - ушами и т. д.
4.«Кто с чем пришел на день рождение?»
5.«Кто кем был, что чем было?»
утка была утенком, лягушки были головастиками и т. д.
6.«Когда это бывает?»
снег бывает зимой, гром бывает летом и весной и т. д.
7.«Кто чем питается?»
коровы (а) - сеном, белка (и) - орехами и т. д. В. «Что с чем рядом?»
рядом с яблоком груша и т. д.
8.«Кто с кем живет?»
кашка с котятами, сова с совятами, я с мамой и папой и т. д.
9. «Кто за кем охотится?»
лиса охотится за мышкой, морж за рыбой и т. д.
10 .«Что с чем?»
дом с трубой, кресло со спинкой, шкаф с дверцами и т. д.
11. «Кем ты хочешь быть?»
Я хочу быть врачом, учителем и т. д.
12. «Чем угостишь друзей?»
Я угощу Таню конфетой (ми, Свету - яблоком (ми) и т. д.
Предложный падеж единственного числа.
1. «Кто где живет?»
собака в будке, белка в дупле и т. д.
2.«Что г де растет?»
яблоко (и) в саду, шишка (и) в лессу и т. д.
3.«Кто на чем поедет?»
я поеду на машине, Коля поедет на автобусе и т. д.
4.«О чем можно думать, говорить?»
5. «О ком можно заботиться?»
6. «О чем думают животные?»
медведь в берлоге думает о меде, заяц под кустом думает о морковке
Согласование существительных с числительными
1.«А ну-ка сосчитай?».
Использовать существительные м., ж., ср. рода: 2 кубика, 3 яблока, 5 книг и т. д.
2.«Подумай и ответь»
-Сколько глаз у 2-х детей? (У двух детей 4 глаза)
-Сколько ушей у 2-х мальчиков?
-Сколько лапок у 3-х курочек?
-Сколько пальцев на правой руке?
-Сколько носов у 5 детей? и т. д.
3.«Рыбалов»
-Сколько рыб поймал рыболов? (Рыболов поймал 2 пескаря, 3 щуки.