Лучший педагог года

Гендерное воспитание в условия введения ФГОС до

Светлана Шулепина
Гендерное воспитание в условия введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления – «Гендерное воспитание в условиях введения ФГОС ДО».

Слайд 2.

По определению ООН именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века.

В России это связано с тем, что социальная стратегия государства, которая направлена на создание условий для устойчивого развития страны, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. Для решения данного вопроса в образовании в приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 года «Об освещении гендерных вопросов в системе образования» были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний.

Публикация «Гендерное воспитание в условия введения ФГОС ДО» размещена в разделах

Слайд 3.

В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. Второе — пол как систему полоролевых отношений.

Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку, т. е. пол - это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Гендер - социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии, т. е. гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Слайд 4.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.

Гендерная социализация – процесс, сущность которого в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов.

Современные приоритеты в воспитании детей состоят не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, как это принято при полоролевом воспитании детей. Современная социокультурная ситуация развития нашего общества и государства предъявляет иные требования к воспитанию детей. Во взрослой жизни от девочки потребуется проявления не только женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т. п., но и решительности, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках, также нельзя воспитывать только мужественного и смелого воина. Ведь мужчины - это не всегда военные. Они еще являются и представителями других профессий: врачи, ученые, изобретатели, строители, инженеры, учителя и др. Кроме того, современная действительность требует от мужчины терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь и даже взять на себя определенные обязанности в помощи по дому, по уходу за детьми и т. п. Поэтому педагоги и родители должны не закреплять стандарты маскулинности и феминности, а сохраняя индивидуальность ребенка, содействовать накоплению социального опыта выполнения гендерных ролей.

Слайд 5.

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

- когнитивный – ребёнок в нормативные сроки начинает относить себя к определённому полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения;

- эмоциональный – поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт определённого пола;

- поведенческий - усвоение для пола типичной модели поведения.

Слайд 6.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли :

к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменяется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Слайд 7.

Как мы уже говорили, формирование гендерной устойчивости зависит, в частности, от воспитания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

Требования к дошкольному образованию регламентируются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155).

Стандарт включает в себя требования к:

- структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму;

- условиям реализации Программы;

- результатам освоения Программы.

Одним из основных принципов дошкольного образования согласно ФГОС ДО является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Слайд 8.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Одной из приоритетных задач государственной политики является поддержка традиционной российской семьи.

Однако, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Слайд 9.

Необходимость позитивной социализации ребёнка отражена в ФГОС ДО.

В требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму указывается, что «Программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста».

В связи с этим на первое место поднимается проблема гендерного воспитания.

Слайд 10.

Гендерное воспитание – целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

Слайд 11.

Содержание Программы согласно ФГОС ДО «должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать… определённые направления развития и образования детей (образовательные области)».

Гендерный компонент воспитания прослеживается в содержании Программы по каждому из направлений развития. Вы можете увидеть это на слайде.

«Конкретное содержание указанных образовательных областей… может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности)».

Слайд 12.

«Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде».

«Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям».

Слайд 13.

Рассмотрим подробнее требования к психолого-педагогическим условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели.

Между тем, биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики.

Например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.

Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

У мальчиков и девочек не одинаковые потребности. Но главная потребность и у тех, и у других – любовь. Любовь может выражаться по-разному: через доверие и заботу.

Забота – это готовность всегда прийти на помощь ребёнку, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление сделать его счастливым, сострадание к его боли. Забота – это активная разновидность любви.

Доверие – это признание того, что у ребёнка всё в порядке. Это вера в то, что ребёнок может учиться на собственных ошибках. Доверять ребёнку – значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так.

Независимо от возраста мальчикам требуется больше доверия, а девочкам заботы. Мальчик доволен собой, если он может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Позволить мальчику сделать что-то самостоятельно – это жест доверия. Если же вы предлагаете помощь девочке, то она чувствует, что её любят, - это жест заботы.

Слайд 14.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

С рекомендациями по оснащению образовательного пространства вы можете ознакомится в буклетах, которые мы подготовили для вас.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (например, мягкие модули, ширмы, предметы-заместители и пр.).

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала.

Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Слайд 15.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

…ребенок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства (сформирована гендерная устойчивость, эмоционально положительное отношение к своему полу, будущей социальной роли (мужчины и женщины, положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования);

…адекватно проявляет свои чувства (сформирована адекватная полу модель поведения);

…умеет подчиняться социальным нормам (сформирована культура поведения через правильное моделирование гендерной принадлежности);

… Обладает начальными знаниями о себе …социальном мире, в котором он живет (обладает знаниями о содержании понятий «мальчик», «девочка», делении всех людей на мужчин и женщин, социальных ролях мужчин и женщин).

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, т. е. предполагается выстраивание системы гендерного воспитания на следующей ступени образования.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад «Нравственное воспитание дошкольников в условиях введения и реализации ФГОС ДО» с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях.

Гендерное воспитание детей Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих. На обыденном уровне рассуждений многие.

Консультация «Гендерное воспитание дошкольников» Гендер - обозначает "социальный пол", т. е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических.

Гендерное воспитание на физкультурных занятиях в ДОУ Гендерное воспитание понимается сегодня как организация педагогического процесса с учётом половой идентичности и специфики развития каждого.

Гендерное воспитание по фотографиям. В рамках запланированной работы по теме самообразования «Использование фототехники при работе с дошкольниками» было проведено занятие-игра.

Гендерное воспитание детей дошкольного возрастаГендерное воспитание детей дошкольного возраста ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные.

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях введения ФГОС до (презентация) В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и.

Патриотическое воспитание дошкольников в условия ФГОС Актуальность: Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит.

Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС до «Ввести ребенка в мир человеческих отношений- одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Развитие мышления дошкольников в условиях введения ФГОС Развитие мышления дошкольников в условиях введения ФГОС ДО. Непрерывно возрастающий поток информации, а также взгляд на образование как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание в условия введения ФГОС до
Опубликовано: 17 января 2018 в 11:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерное воспитание в условия введения ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шулепина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД