Кулиева Мафият
Консультация для родителей старшей группы «Безопасное поведение дошкольников»
Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее гарантия обязано исполняться в двух направлениях: исключение травмоопасных обстановок и формирование безопасного поведения.
Всем знаменитые сказки (большинство) хранят образцы нарушения персонажами правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы зафиксировать представление детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» эту сказку для того чтоб герои воспользовались правилами безопасности. Говорить и играть на темы сохранности с дошкольниками можно не больше 20-25 минут.
Публикация «Консультация для родителей старшей группы „Безопасное поведение дошкольников“» размещена в разделах
Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут ребятам укрепить полученные знания об источниках опасности, пределах осторожности и действиях в возможных тяжелых ситуациях. Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные учение и иные режимные процессы, помогают крепить знания и умения собственной безопасности у дошкольников.
Укрепляйте с детками знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имя и отчества родителей. Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования возможностей безопасного поведения. Каламбуры, песни, стихи помогут научить ребят многообразным сведениям о безопасности. Лучший урок безопасного поведения – это пример опоясывающих ребят взрослых.
Обучайте ребят справедливому обращению с бытовыми вещами в процессе прохождения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности. Регулирование поведения дошкольников путем открытых запретов должно быть минимальным.
Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально. Тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях. Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.
Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость. Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – особое содержание работы педагогов с родителями.
Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности от последствий шалостей. Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов из городской фильмотеки. Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приемы, указанные выше.
Как обучать ребенка безопасному поведению.
Вся работа с детьми должна осуществляться при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельными вопросами и ни в коем случае не «навязываться» ребенку. Дидактическая игра, занятие, чтение художественной литературы и т. начинается только с теми детьми, которые проявляют желание к сотрудничеству.
Работа с детьми начинается с уточнения и систематизации представлений об острых, колющих и режущих объектах как источниках опасности, мерах предосторожности с ними и формирования соответствующих умений, поскольку данный вид опасных ситуаций наиболее знаком дошкольникам. Самым продолжительным по времени является второй блок опасностей в быту (объекты, приводящие к ожогам, пожарам и электротравмам, и правила общения с ними). Профилактика падений занимает приблизительно 1. 5 – 2 месяца.
Домашние задания помогают упорядочить «стихийное» получение детьми опыта безопасного поведения в домашних условиях. Постоянное включение детей в совместную со взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на способы осторожного обращения с предметами быта, способствует вырабатыванию умений безопасного поведения.
В работе предлагаю широкое использовать такой метод, как решение проблемных ситуаций. Это побуждает взрослых к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения.
* «Вы уходите в гости и оставляете ребенка одного дома (не первый раз). При этом, вы знаете, что он любит играть и смотреть телевизор на кухне. Какие меры предосторожности вы примете и что скажите ребенку?
* «Папа укрепляет полку на кухне. Приготовил инструменты, дрель. Сын «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты. Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать». Согласны ли вы с папой? Как бы вы повели себя в такой ситуации?
* «Ребенок любит смотреть в окно, при этом иногда стучит по стеклу, говоря что-то птицам или прохожим. Как вы будете действовать, чтобы Также родителям предлагаю задания дать оценку разным формам обращения к ребенку, позволяющие увидеть разницу, выбрать наиболее удачные, заменить нежелательные. «Я и не знала, что ты умеешь резать хлеб таким ножом. Ведь надо быть очень осторожным, иначе порежешься», вместо: «Немедленно положи на место, это опасно!
В общении с детьми старайтесь не удерживать энергичность детей, а направляйте ее в «полезное русло».
Обучение детей правилам безопасного действия должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к происхождению травмоопасных ситуаций. Поэтому в своей работе одной из задач является воспитание безопасного поведения детей. Нельзя упускать время! Наверстать его потом будет очень трудно. Каждая наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, впоследствии может обернуться бедой.
Дети пяти лет должны знать следующие правила безопасности :
* нельзя играть со спичками и вообще с огнем;
* нельзя трогать газовые краны (у плиты, спички;
* нельзя трогать и включать в сеть электроприборы;
* если увидишь где-либо пожар, беги и зови взрослых;
* если пожар возник по твоей вине, то самый рассудительный и правильный выход – это немедленно оставить место (а не прятаться) и позвать на помощь соседей;
* телефон пожарной службы – 01!
Жизнь дается человеку исключительно раз. Чтобы ее прожить заслуженно и счастливо, надо ее сохранить. Наша проблема - подготовить ребят к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями.