Елена Ивановна Фраер
Консультация на педагогический совет «Формы и методы работы по экспериментированию в детском саду»
▼ Скачать
Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знание об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В. А. Запорожец, С. Л. Новоселова, А. Н. Подьяков, считают дошкольное детство наиболее сензитивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.
Публикация «Консультация на педагогический совет „Формы и методы работы по экспериментированию в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные Н. Н. Подъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие:
-детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;
-в нем наиболее мощно проявляется собственная познавательная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования);
-в процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и Свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;
-детское экспериментирование является особой формой познавательной деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;
-в ходе экспериментирования идет обогащение всех психических процессов (памяти, мышления, внимания) ребенка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитие речи ребенка при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;
-детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата, как основы познавательной активности.
Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическом воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной
период важен для развития познавательной потребности дошкольника,
которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества со взрослым.
Структура проведения занятия-экспериментирования :
1. Предварительная работа :
А) познавательное развитие;
Б) знакомство с развивающей средой лаборатории.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Обсуждение проблемы коллективно.
4. Самостоятельный поиск способов решения проблемы, проверка собственных предположений.
5. Анализ положительных и отрицательных результатов.
6. Проведение запланированного опыта педагогом, выводы делают дети.
7. Повторный опыт детьми с опорой на зрительный алгоритм.
8. Составление схемы проведения опыта.
Основным приемом в формировании самостоятельной познавательной деятельности дошкольников, является «Использование приема схематизации».
Схематизация – это знаково-символическая деятельность, целью которой является ориентировка в реальности (структурирование, выявление связей, осуществляемая с поэлементным соотнесением символического и реального планов.
В психолого-педагогической литературе схематизации предается огромное значение (Р. Арнхейм, А. Я. Блаус, А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов, И. С. Якиманская и др., отмечается, что при работе со схемами включаются мощные ресурсы человека, подчеркивается, что опыт обработки зрительной информации у человека огромен. Ребенок видит сквозь схемы существенные свойства объектов, осуществляет анализ реальности посредствам схемы. При этом схемы выступают и средством ориентировки в действительности, и как орудие деятельности.
Овладение приемами работы со схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном графическом производстве.
Знакомство с карточками-схемами состоит из нескольких этапов:
Этап 1. Рассматривание схем и разбор того, что на них изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, например:
Человек - , домик - , окно - , дерево - и т. д.
Этап 3. После перекодирования осуществляется рассказ по теме занятия, т. е. происходит отработка метода запоминания. Воспитатель предлагает рассмотреть приборы и материалы, необходимые для эксперимента. Обращает внимание на их внешний вид, назначение и устройство.
Этап 4. Делается графическая зарисовка.
Этап 5. Каждая схема может быть воспроизведена ребенком при ее показе, При воспроизведении основной упор делается на изображении приборов и материалов. Детям задаются вопросы: «Как называется этот прибор? Для чего он нужен?» и др.
В результате экспериментальной деятельности на основе схематизации познавательная деятельность детей качественно изменяется:
-смена общей познавательной позиции: от внешней, поверхностной стороны вещей ребенок на основе схематизации проникает в структуру вещей. Каждое отдельное свойство получает свою определенность, а между существенными моментами ситуации в схематическом виде устанавливаются внутренние отношения;
-перестраиваются процессы восприятия, мышления, воображения, они становятся произвольными (управляемыми);
-схематизация раздвигает границы познания, у ребенка расширяются возможности разнообразных способов проявления своей активности;
-меняется сам подход к познавательным задачам, появляется тип предварительной ориентировки в задании;
-схематическое обобщенное запоминание разных видов наглядного и вербального материала приводит к росту показателей словесно-логических компонентов познавательных процессов, что является предпосылкой дальнейшего усвоения средств познавательной деятельности в ходе школьного обучения.
Таким образом, эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать их и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю, по 25 минут. Работа проводится во вторую половину дня с подгруппой детей (9-10 человек). Во время занятия проводится 1-2 эксперимента, в зависимости от сложности.
Дидактическое и методическое обеспечение
1. Пластмассовые и резиновые игрушки для игр с водой (рыбки, водяные мельнички и др.). Воронки, пипетки, спиртовка. Стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, губки разных размеров, мерные ложки, резиновые груши разного объема, формы для изготовления льда, пробирки.
2. Детские музыкальные инструменты.
3. Природный материал: камешки, глина, песок, почва, ракушки, птичьи перья, шишки, мох, желуди, спил и листья деревьев, семена и т. п.
4. Утилизированный материал: проволока, кусочки: кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки, поролон, пенопласт, коробки и т. д.
5. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
6. Красители пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски, растворимые продукты (соль, сахар, пластилин.
7. Прочие материалы: зеркала, набор увеличительных стекол (линз, микроскоп, сито, веера, воздушные шары, магниты разной формы, свечи, зубочистки, соломки для коктейля, бинокль, фонарик, компас, расческа, мыло, жидкость для мытья посуды, крупа, скотч, шприцы без игл, ножницы, отвертки, терка, клей, венчики, взбивалки, свеча в подсвечнике, степлер, дырокол и т. д.
8. Измерительные приборы: термометры для измерения температуры воды,
воздуха, тела человека; простейшие измерительные приборы (линейка, сантиметровая лента, рулетка, разные виды весов, объемные мерки с делениями, часы песочные, механические, электронные.
9. Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов, перчатки.
10. Карточки-схемы проведения экспериментов.
11. Графики; схемы, фиксирующие продолжительные наблюдения, наблюдения сравнительного характера, индивидуальные дневники наблюдений.
Формы и методы организации экспериментальной деятельности
1. Игровая деятельность: экспериментальные игры «Перевернутое имя», «Поможем золушке», «Где твой друг», «Что чем измеряют», «Притянет – не притянет» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
2. Лабораторные работы, опыты-эксперименты : действия с магнитом, лупой, измерительными приборами и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.
3. Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышение температуры, появление радуги и т. д.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.
4. Работа по образцу : рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
5. Устное изложение, показ видео материалов, иллюстраций: использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию.
6. Драматизация: ребенок берет на себя, то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос.
Форма организации деятельности детей на занятии: индивидуально-групповая.
Формы проведения занятия : занятие-эксперимент, занятие-игра, занятие-соревнование, экскурсия, сказка.
Ожидаемые результаты
- овладение исследовательскими умениями и навыками;
- повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);
- повышение уровня математических представлений (овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса);
- усвоение требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;
- усвоение научных основ взаимодействия человека и неживой природы;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру;
- формирование основ экологической культуры.