Светлана СТЕЛЬМАХ
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Организация музыкальной деятельности дошкольников вне занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. И роль музыкально-дидактических игр в данном вопросе очень велика. Опыт показал. Насколько полезно для общего развития детей вовлекать их в самостоятельную деятельность, воспитывать творческое отношение к музыке. Обучая детей, мы развиваем у них интерес, фантазию, т. е. непосредственность действий, увлечённость, стремление по-своему передать образ, импровизировать в игре, танце, песне. Постепенно у детей в процессе музыкальной деятельности формируются музыкально-сенсорные способности : чувство ритма, музыкальная память, звуковысотный, динамический, тембровый слух, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Публикация «Консультация музыкального руководителя для воспитателей „Организация музыкальной деятельности дошкольников вне занятий“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. И музыкальный руководитель, и воспитатель помогают детям понять правила игры. Сначала они сами участвуют в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет её ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Вот почему особенно в младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником.
Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание свойственно всё же играм младших дошкольников. Поэтому, воспитатель при проведении игры обращает внимание, чтобы ребёнок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу, элементы творчества.
Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей: всей группой, подгруппой или индивидуально. При объединении детей надо учитывать особенности каждого.
Музыкально-дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь.
Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что, чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному. Так, вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности нужны условия, как принято называть, зоны самостоятельной деятельности, где бы дети могли самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкально-дидактические игры, прослушать запись с любимым произведением и т. д.
Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещённом, легко доступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.
Ребёнок, изъявивший желание заниматься на инструменте, обязательно ставит в известность воспитателя. Если один помогает другому в освоении инструмента, то воспитатель опять таки должен видеть результат детской работы, дать оценку.
Таким образом, под чутким руководством взрослого ребёнок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, стремится проявить себя в пении, танце, игре на музыкальных инструментах. Игры на музыкальные темы оказывают положительное влияние на всестороннее развитие детей, они закрепляют певческие умения, полученные на занятиях, развивают музыкальный слух и память, помогают выявить интересы каждого ребёнка.