Людмила Придачина
Консультация «Музыка в развитии ребенка 2–3 лет»
▼ Скачать
Психическое развитие ребенка второго-третьего года жизни происходит в тесном, непосредственном общении с взрослыми. Одним из средств, создающих эмоциональную основу для такого общения, может стать музыка. Организуя музыкальные игры, напевая малышу песни разного характера, взрослые (чаще всего мама) создают особую атмосферу, наполненную взаимным доверием, новыми, подчас неожиданными впечатлениями. Совместная музыкально-игровая деятельность не только обогащает эмоциональную сферу ребенка, но и стимулирует развитие двигательной и голосовой активности, подражательных способностей, восприятия, музыкальности.
Публикация «Консультация „Музыка в развитии ребенка 2–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Хочется подчеркнуть, что музыкальные игры, в силу своей специфики, не заменяют игры-занятия, развивающие у ребенка представления об окружающем пространстве, формирующие разные виды самостоятельной деятельности, но являются прекрасным дополнительным материалом.
Музыкальные игры помогут сделать общение с малышом максимально продуктивным, ярким и эмоционально насыщенным. Пойте ему те песни, которые вы помните и любите сами, слушайте ту музыку, которая по душе вам и вашему ребенку. Импровизируйте, проявляйте творческую активность.
Игры, развивающие восприятие музыки
Для развития восприятия музыки лучше использовать небольшие законченные музыкальные фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, песни в исполнении детского хора или короткие пьесы. Не забывайте о том, что малыш очень любит песни, которые ему поет мама. Чтобы продлить время восприятия музыки, включайте в игру движения, соответствующие характеру музыкального произведения.
И. Брамс «Колыбельная»
Возьмите малыша на руки. Скажите, что сейчас он услышит красивую музыку. Неторопливо покачивайтесь вместе с ним в ритме вальса под нежную, теплую музыку. В конце эмоционально выразите свое отношение к музыке : «Ах, какая красивая музыка была! Нежная». В следующий раз возьмитесь за руки и плавно переступайте с ноги на ногу. Старайтесь не разговаривать с ребенком во время звучания музыки.
К. Сен-Санс Опера «Генрих VIII»,«Цыганский танец»
Если ваш малыш, услышав зажигательную музыку, не устоял на месте и стал пружинить ножками, поддержите его: возьмите за руки и настройте на правильный ритм. В следующий раз попробуйте вместе ударять в бубен.
Игры, развивающие слуховое восприятие
Эти игры знакомят малыша с различными музыкальными игрушками-инструментами и их «голосами», помогают приобрести первый опыт извлечения звуков, способствуют обогащению музыкально-слухового опыта ребенка, формируют представление о таких средствах музыкальной выразительности, как ритм, темп, тембр, динамика, лад, развивают внимание, память, стимулируют развитие движений, действий с предметами. Эти игры, просты, доступны, они не займут много времени, но принесут ребенку огромную пользу.
Барабан
Для игры вам понадобятся два барабана – большой и маленький. Покажите их ребенку, помогите сравнить. Затем возьмите большой барабан и скажите, понизив голос: «Это большой барабан. Он громкий: бум, бум, бум! Будем стучать палочками и петь». Дайте малышу палочки и, обхватив его кисти, ритмично, четко стучите палочками, напевая песенку:
Веселятся палочки, Бум-бум! Та-ра-бам!
Прыгают, играя. Вот какой барабан!
Барабана песенка Бум-бум! Та-ра-бам!
Громкая такая. Вот какой барабан!
Далее предоставьте ребенку относительную свободу. Пусть он сам стучит палочками, а вы лишь изредка, по необходимости, помогайте ему, слегка поддерживая за локти и задавая ритм. Не огорчайтесь, если он будет «колошматить» по барабану, и вы не почувствуете и намека на ритмичную игру. Ему трудно выдерживать ритм, поэтому действуйте вместе, снова обхватив детские руки своими. Спрашивайте: «Как большой барабан поет песенку? Бум! Бум! Бум!». Хвалите за то, что он так хорошо барабанит и поет: «Бум! Бум!»
Затем покажите маленький барабан. Еще раз сравните его с большим и скажите, понижая голос: «А вот маленький барабанчик, он тихий: бум, бум, бум! Будем барабанить тихо». Пусть ребенок барабанит, а вы пойте песню, заменяя слово «громкая» на слово «тихая». Скорее всего, ребенок будет стучать по маленькому барабану с такой же силой, как и по большому, так как он только учится соразмерять силу ударов. Помогайте ему, делайте понятными и доступными слова «тихо», «громко». Играйте в эту игру не более 3-5 минут, чтобы звуки барабана не утомили ребенка.
Мишкины подарки
Положите в коробку два бубна и металлофон. Посадите на коробку любимую игрушку ребенка, например мишку, и скажите: «А-а-а! Мишка нам что-то принес. Скорее посмотрим». Пусть ребенок возьмет коробку, откроет ее и достанет содержимое. Дайте ему возможность сначала самому исследовать игрушки и подобрать способ извлечения звука. Если он в первый раз видит эти игрушки, то, возможно, будет лишь встряхивать бубном, как погремушкой, попробует им же постучать по металлофону. Объясните и покажите, что бубном можно звенеть или стучать по нему ладошкой, а по металлофону нужно стучать молоточком. Скажите: «будем петь, плясать, в бубен ударять – так, так, так! Мишка будет смотреть и радоваться! А металлофон пока не будет играть».
Ударяйте в бубен, напевая веселую песню и приплясывая. Заражайте кроху своими эмоциями и вызывайте желание подражать вам.
Вот Ванечка (имя ребенка) встает, Будет в бубен стучать,
Ваня бубен берет. Будет весело плясать,
Ваня бубен берет, Будет весело плясать
Он плясать сейчас начнет. И мишутку забавлять!
Помогите ребенку правильно держать музыкальную игрушку; повторите упражнение, если у него еще не все получается. Хвалите его, говорите: «Мишке нравится, как ты играешь! Он радуется». Прекращайте действия с окончанием пения, прячьте бубен за спину со словами: «Песенки нет, мама не поет, и бубен спрятался!». Далее возьмите металлофон и скажите: «Ваня будет играть на бубне, а мама - на металлофоне. Вот какая получится музыка! Мишка будет радоваться!». Играйте на металлофоне, пойте песню и ее мелодию на слово «так», а малыш пусть действует бубном, выбирая удобный способ извлечения звука (звенит, как погремушкой, или стучит по нему ладошкой). Стимулируйте его к протяжному произнесению слова «так». На первых порах подстраивайте темп своей игры и пения под действия ребенка. Разнообразьте игру: играйте на металлофоне и одновременно пойте, только пойте или только играйте на металлофоне. Закончив игру, отдайте бубны и металлофон малышу для самостоятельной игры. Как только заметите, что интерес к игрушкам пропал, уберите их до следующего занятия.