Татьяна Сидорова
Консультация «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста»
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей.
Публикация «Консультация „Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, народные сказки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Народные игры, содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. В процессе игр – забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение, особенно в первые дни жизни ребёнка в детском саду. Особую значимость приобретает и народный фольклор в период привыкания к новой обстановке, когда ребёнок ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми. Тогда на помощь приходит выразительно рассказанная потешка, которая поможет установить контакт с ребёнком.
Фольклорно – игровые занятия проводить не в традиционных формах, а как яркое общение с малышами. Зная уровень развития своих детей, произведения предлагать адекватно их речевым возможностям. На фольклорно – игровых занятиях использовать приём действенного соучастия детей, привлекать к поисковой деятельности, самостоятельности, развитию фантазии.
Народные песенки, потешки, частушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который помогает увеличить запас слов у малышей. Используя этот материал на речевых занятиях, развивается звучность, ритмичность, напевность. Занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить; что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
С помощью разучивания поговорок и пословиц формируются умения лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивать свою речь.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей; обогащается словарь.
Интерес к культуре народа, доминантой которой является язык, делает актуальной проблему его сохранения. Это относится и к республике Мордовия.
Мордовская сказка
Как собака друга искала
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
— Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем».
Пошла она к медведю:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым».
Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
— Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.
С тех пор собака и человек живут вместе.
Колыбельная
Удок, удок, Аня, —
Ават пек сизесь.
Ансяк удомантень,
Содак, максозь весь.
Вармаськак удомо
Кудо пряс ливтясь.
Удок…
Натой ковось
Косояк арась.
Васька псакась корны,
Умок неи он.
Кие ней а уды?
Ансяк ськамот тон.
Удок…
Умок эйсэть
Тодовось учи.
Налксеме, чийнеме
Ванды ули чи.
https://erziana.my1.ru/_pu/7/31573156.jpg
Потешка
Тики-так! Тики-так!
Частнэ сеерить теть: "Стяк!
Ва, удосак школат, цёрка!
Лембе вельксэнть лангстот ёртык!
Курок, курок - пильге лангс!
Тики-так! Шка теть стямс!"
https://erziana.my1.ru/_pu/2/88338698.jpg
Паро валт
Вадря валось "Шумбрачи",
Молицянень "Паро ки",
Удыцянень "Паро он", -
Неть валтнэнь содасыть тон?
"Инеськеть" валось вадря,
Иля стувт ёвтамс "Сюкпря".
Тон туемстэ ульть анок
Ёвтамс "Вастомазонок"
Раужкай
Раужкай, раужо катка,
Ловсодо симеме сака.
Мештесь ашо теке лов,
Сельмтне - кавто пиже повт.
Автни якстере кургонзо
Менди раужо рунгонзо.
Уды покштянь сэнь шляпасо,
Шли чаманзо эсь лапасо.
Для физкультуминуток
Рисьминеть
Сурнэтнесэ важодтяно -
Рисьминесэ налксетяно.
Вана невтиця сурнэсь, (вейсэндямс невтиця суронть пельканть марто)
Вана те сех сэрейнесь, (сех сэрей суронть вейсэндямс пельканть марто)
Те лемтемесь, (лемтеме суронть вейсэндямс пельканть марто)
Те пелькинесь. (пельканть вейсэндямс пельканть марто)
Кеме лиссь минек рисьминесь.
***
Минь сёксень лопинетяно
Тарад лангсо аштетяно.
Вармась пуви сыргатано,
Ливтятано, ливтятано.
Моданть лангс састо валгтано.
Таго пувазевсь варминесь -
Панжовсь вальмань форточкинесь.
Классов вейсэ соватано,
Чаразь-велязь ливтятано,
Тарказонок озатано.
***
Минь вирь кужова мольтяно
Ды пангинеть кочкатано.
Килей пангт минь мутано,
Эрьванть ваксс озатано.
Ванта кстыйть тесэ касыть,
Кочкицятнень сынь учить.
Нумолнэ каршо лиснесь -
Пиже тикшине порнесь.
Вирьсэ неинек ривезь
Кекшсь эйстэнек ёжовнесь.
Сэрей сярдо, виев ракша
Лиссь каршонок апак капша.
Истя вирьга яксинек,
Ламо диват неинек.
Ней минь классов сатано,
Парта экшс озатано.
https://erziana.my1.ru/_pu/2/s03547076.jpg
https://www.artlib.ru/index.php?id=36&idp=0&fp=2&uid=7700&iid=161429&idg=1&user_serie=0
***
Касы чувтынесь верев
Васов, овсе менелев.
Ваны чипаесь чевтестэ
Эжди моданть сон манейстэ.
https://erziana.my1.ru/_pu/2/s22450610.jpg