светлана половинкина
Консультация «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»
Актуальность темы
В качестве важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе является определенный уровень сформированности каждого из компонентов речевой функциональной системы, а также достаточный уровень сформированности связной речи.
Публикация «Консультация „Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В настоящее время проблема формирования связной речи детей привлекает внимание педагогов и психологов, так как дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.
Более сложной является монологическая форма речи. Формирование связной речи тесно связано с интеллектуальным развитием ребенка, т. к. ребенок должен представлять объект рассказа, уметь анализировать тексты, описывать качества предметов, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Таким образом, её становление и развитие требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной и др. элементы монологической речи появляются у детей лишь к пяти годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном. Однако, успешное овладение монологической речью в дошкольном возрасте подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных текстов.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной повествовательной речью. У старших дошкольников с общим недоразвитием разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Поэтому формирование связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, значимую проблему и я особое внимание уделяю формированию связной монологической речи в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Проблемы речевого развития дошкольника.
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
• неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
• недостаточный словарный запас;
• бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ ;
• неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
• отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;
• плохая дикция.
Что такое мнемотехника?
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Мнемотехнике уделяли внимание такие педагоги как Л. Н. Ефименкова, Железновы, В. К. Воробьева. В дошкольной педагогике её называют по-разному:
• В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами.
• Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями.
• Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.
• Глухов В. П. – блоками-квадратами;
• Большева Т. В. – коллажем;
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
Изначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей.
Современная же мнемотехника делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой.
Мнемотехника строится от простого к сложному:
Мнемоквадраты - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Мнемодорожки - ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблицы - изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
И могут использоваться:
• для обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов (описательных, по серии сюжетных картинок, по картине);
• при пересказах художественных произведений,
• при проговаривании чистоговорок и скороговорок,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихотворений.
• помогает упростить процесс запоминания.
• развить ассоциативное мышление и воображение.
• повысить внимательность
Задачи мнемотехники :
• Формирование приёмов запоминания.
• Развитие наблюдательности и внимания.
• Формирование и развитие элементов творческого мышления.
• Обучение дошкольников умениям устанавливать ситуативные связи между предметами.
• Развивать языковые способности дошкольников
• Формирование коммуникативных умений.
• Формирование связной речи.
Правила и требования мнемотехники :
• Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям.
• Знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета.
• Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие.
• Замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку.
Работа по мнемотаблицам состоит из трё х этапов:
• Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
• Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.
• После перекодирования осуществляется повторение стихотворения, скороговорки, загадки, рассказа или сказки по заданной теме
Актуальность мнемотехники для дошкольников
В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.