Елена Парчайкина
Опыт работы «Методы и приемы создания благоприятного микроклимата для детей раннего возраста в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Методы и приемы создания благоприятного микроклимата для детей раннего возраста в период адаптации.
2.«Было бы чудесно – писала Мария Монтессори,- если бы всякое знание входило в нас таким естественным путем, не требующим больших усилий, чем те, которые мы тратим, чтоб дышать и есть»
Актуальность. Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка.
Публикация «Опыт работы „Методы и приемы создания благоприятного микроклимата для детей раннего возраста в период адаптации“» размещена в разделах
3 Цели и задачи
Для того, чтобы адаптация была быстрой и максимально безболезненной я изучала не только педагогическую литературу, но и основывалась на личном опыте. Поставила цель правильно организовать предметно-развивающую и образовательную среду, которая подходила конкретно для раннего возраста
4 За годы работы с детьми раннего возраста в группе постепенно транформируется предметно-пространственная среда, для удобства и доступности, учитывая их интересы. Но площадь группы не позволяет большие перемены, и приходится постоянно думать, как лучше обыграть пространство. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, я стараюсь «одомашнить» группу. Наша группа называется «Малышарики», где постепенно образовываются уголки в виде героев мультфильма с тематикой, к какому виду деятельности относится данный шкафчик или полочка. Это делается для того, чтоб они легче ориентировались в пространстве группы, и быстро находили себе занятие по желанию. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам.
5 Я учусь постоянно, т. к каждый год набор детей не одинаков. У каждого ребенка свой мир, который ему интересен. Для этого обязательно провожу анкетирование, и прошу максимальной открытости от родителей. Очень часто общаюсь с родителями по вопросам адаптации, стараюсь, чтоб все участники процесса доверяли друг другу. Так же как и детям родителям нужна помощь, поэтому взаимодействие между тремя участниками процесса очень важно. Результаты работы с родителями проявляются в наиболее легкой степени адаптации, желании участвовать в различных конкурсах, мероприятиях. Стараюсь чаще собирать родителей вместе с детьми украшать группу или площадку, делать совместные поделки, а во время отдыха пьем чай и рассказываем интересные случаи из жизни. Таким образом малыши принимают воспитателя в семью, и учатся доверять.
6 Для плавного перехода детей из семьи в этот период нужно создать в группе эмоционально-положительную атмосферу уюта и добра, чтобы каждый ребенок чувствовал, что его здесь ждут, любят.
Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако есть общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Сложнее остальных чувствуют себя дети с флегматичным темпераметром. Они не могут быстро одется, собраться на прогулку, поесть. И если ребенка постоянно подстегивать, то тот стресс, который он испытывает, действует наоборот. Ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым. Поэтому у воспитателя, особенно раннего возраста должно быть нескончаемое терпение, желание помочь преодолеть страхи.
Утром во время приема включаю детские песенки, всегда встречаю малышей с улыбкой (само собой получается, когда видишь малышей) и обязательно обнимаю. Тактильные ощущения очень важны, дети чувствуют себя защищенными.
7 Перед завтраком мы начинаем свой день с утреннего приветствия и пожелания доброго утра. Очень быстро дети начинают здороваться, желать доброго утра. После приветствия, пока накрывается на стол, любят поиграть пальчиками. Самые любимые, они просят сами. (Компот, Мышки, Есть у киски ушки, Снежок, Мы во двор пошли гулять и т. д). Пальчиковые игры добавляю в соответствии с сезоном.
Пальчиковая игра «Дай нам, солнышко, тепла»
Мы ладошки протянули
И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх-вниз)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.) Наши пальчики-малютки
Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.) Тук-тук, молоточками, (Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп-хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг-прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
Пальчиковая игра «Весна»
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе) Капают капели. Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны) И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону)
Пальчиковая игра «Капель»
С крыши капает капель: (Пальцы стучат по ладошке)
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе)
Это к нам пришё л апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек)
И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап! (В быстром темпе)
8 Неизменно для адаптации остается музыка. Музыка оказывает положительное влияние на ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Для этого, кроме музыкальных занятий я часто провожу музыкальную утреннюю гимнастику, где под песню подбираю движения., потешки и стишки с муз. сопровождением, разучиваем танцы, песни. Очень любят дети группу «Кукутики»,поем с буренкой Дашей, развивающие музыкальные видео, где можно подпевать и повторять движения за героями. (Руки мыть,Арам-зам-зам и т. д). такие песни как «Паровоз Букашка», «Поезд Антошка», «В руки ленточки мы взяли», «Малыши-карандаши» и др. каждый год приводят в восторг новых детей, и добавляя к этим другие песни в репертуар, они просят включить именно эти.
9 Часто в своей практике использую проектную деятельность, как метод достижения и закрепления материала. Но занятия проводятся непринужденно, в любое удобное время дня.
10 Разные формы обучения проходят в тесной зависимости от предпочтений детей в данный момент. Если дети сильно возбуждены, проводятся более спокойные занятия (лепка, рисование). Очень часто, помимо основных занятий дети хотят порисовать красками, полепить, потанцевать, конструировать, и я никогда не отказываю. Если в данный момент им это нужно больше всего, то почему бы и нет. Но здесь происходит уже больше импровизация, но под контролем воспитателя. Постепенно те дети, которые стояли в сторонке и не интересовались происходящим, начинают включаться в процесс.
11 В раннем возрасте, помимо основных техник рисования, практикую рисование руками (кулачки,пальчики,ладошки, где рисование происходит не всегда осознанно, а по замыслу малыша. Это конечно приводит в неописуемый восторг помощника воспитателя, но делать нечего, мы творим. Дети раскрепощаются, окунаются в мир, где можно творить с размахом. У малышей спонтанные бессюжетные события вызывают чувство восторга. Если не давать им делать небольшой хаос в творчестве, они просто начинают переключаться друг на друга. По времени это долго не длится, удовлетворяются за небольшой промежуток времени и вскоре они самые благодарные слушатели и исполнители.
12 Без кукол и театрализованной деятельности не обходится ни один возраст. Роль куклы, мягкой игрушки в раннем возрасте велика. Это и друг, и спаситель от рук какой-то, пока еще, тети, и герой в какой-либо деятельности, которого от специфики занятия можно и покормить и поискать.
13 Игры по сенсорному развитию применятся везде. С каждым годом кол-во гиперактивных детей в группе увеличивается. Как раз для таких детей сенсорые коробки с сыпучими, относительно крупными материалами просто находка. Используются для сенсорных коробок различные наполнители. Но если это крупы, песок, бусины, то отходить от такого ребенка нельзя. Дети с высокой активностью успокаиваются утопая ручками и перебирая предметы в коробке, они начинают расслабляться, агрессия пропадает.
14 В последние годы мы с муз. руководителем практикуем «Выпускной с группы раннего возраста», и очень рады, что это у нас получается. Это конечно же сам утренник (видео, фотоальбом «Как мы в ясельках росли» Родителям и детям очень нравится, что целый этап развития детей запечатлен, и они могут время от времени с радостью просматривать его.
15 Каждый год, в группе раннего развития заводится лист адаптации на каждого поступившего ребенка. Л. с от 7 дней до 2 нед, ср. с – от 15 дн до 4 нед, т. с –от 2 мес до 6 мес.
16 В заключении хотела сказать, что может особых инноваций я не внесла, но очень горжусь всеми своими выпускниками. Важным критерием, что делаю все правильно, это когда дети с радостью бегут в детский сад, а вечером, когда ребенок не успел совершить все подвиги за день, родители уговаривают его пойти домой.