Воробьёва Мария Олеговна
Развитие мелкой моторики рук дошкольников в зоне развития речи и в зоне экологии.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук дошкольников в зоне развития речи и в зоне экологии.
В. А. Сухомлинский говорил: «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок. (Слайд 2)
Публикация «Развитие мелкой моторики рук дошкольников в зоне развития речи и в зоне экологии,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда, но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, т. к. в последние годы отмечается увеличение количества детей с отклонением в речевом развитии.
Широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга – положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирующую интеллектуальную и творческую деятельность. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
Большую часть своего времени, дошкольник проводит в детском саду, поэтому развивающая среда в группе должна быть наполнена различными играми и материалами для развития мелкой моторики рук.
В повседневной работе с детьми педагогу необходимо:
• Развивать тактильную чувствительность рук детей.
• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей
• Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
В зоне развития речи можно использовать следующие приёмы для развития мелкой моторики рук :
Пальчиковые игры
Для развития согласованных движений рук, развития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, выполнение подражательных движений с младшими дошкольниками можно использовать такие игры: «Лапки-царапки», «Птичка», «Ежик», «Замок», «Апельсин», «Человечек» и другие. Для детей старшего возраста движения усложняются, они могут использовать пальчиковые куклы, мелкие предметы. Пальчиковые игры будут более интересными и разнообразными если использовать их во время чтения стихов, сказок, рассказов. Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук. Чтобы пальчиковые игры были более эффективными необходимо, чтобы сочеталось сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, а также использовались движения каждого пальца в отдельности. Длительность зависит от возраста, в младшем возрасте от 3 до 5 минут, в среднем и старшем возрасте до 10–15 минут в день. Интересным для детей является теневой театр. Можно с помощью рук изображать различные фигуры «Дерево», «Зайчик», «Идет коза рогатая», «Птицы прилетели», «Волк», «Собачка» и другие. Когда дети овладеют способами показа фигур можно объединять их общим сюжетом, использовать музыкальное сопровождение.
Заучивание стихов, потешек, поговрок с помощью пальцев рук. «Расскажи стихи руками».
Штриховка. (Слайд 3)
Такие задания способствуют подготовки к письму, умение проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру кисти рук. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно для формирования почерка. Раскрашивание рисунков с использованием штриховки обеспечивает постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти рук, в отработке координации движений.
Графические упражнения. (Слайд 5) Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку к письму. Детям предлагаются задания «Нарисуй волны», «Дым», «Рыбка», «Дорожки», «Виражи», «Найди путь», «Пройди по лабиринту», «Дорисуй орнамент», «Нарисуй лабиринт».
В зоне экологии можно использовать следующие приёмы для развития мелкой моторики рук :
-Массаж пальцев и кистей рук с помощью природного материала, шишек, гороха, бобов, орехов и т. д (Слайды 7-9)
-Выкладываие мозайки, из спичек (С 10, палочек, круп, орехов, семечек.
- Рисование на крупе (С 11)
-Рисование песком
- Закаливание кистей рук, обливая их холодной водой, растирание полотенцем.
- Перебирание и сортировка круп и семян (рис, горох, фасоль и др.)
- Различные игры с природным материалом
-лепка из теста
- Игры с песком:
В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т. п.). Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определенной схеме.
Искать «сокровища» можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряже или ниток.
Все приемы работы по развитию мелкой моторики должны проводится параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными.