Ольга Александрова
Мастер-класс для родителей на тему развития мелкой моторики рук у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать знания у родителей о способах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием природного материала
Задачи:
1. Расширить представления участников мастер-класса об играх с природным материалом, способствующих развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для родителей на тему развития мелкой моторики рук у дошкольников» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Познакомить участников мастер-класса с организацией проведения массажа с использованием в качестве ручных тренажёров природного материала.
3. Развивать творческий потенциал участников мастер-класса.
Материалы: 6 подносов с крупой, контейнеры с фасолью, грецкие орехи-12шт, доски, тарелочки с,манной крупой, гречка, бисер,паетки,мелкие игрушки,массажные мячики и т. д.
Участники мастер-класса приглашаются пройти за столы, на которых лежат разнообразные предметы.
Для начала предлагаю вам вспомнить пословицы. Их я буду начинать, а вы будете продолжать.
«Мастер … на все руки»
«Золотые …руки»
«Положа руку… на сердце»
«Обеими руками …«за»
«Своя рука… – владыка»
«Чужими руками… жар загребать»
«Руки … не оттуда растут»
«Как рукой …. сняло»
«Рукой… подать»
«Руками … развести»
«Руки … опускаются»
Рука - это "инструмент инструментов".
В пещерах человека каменного века наряду с абстрактными знаками и изображениями зверей сохранились отпечатки кистей рук, вероятно имевшие сакральное значение.
Посмотрите внимательно и полюбуйтесь своими руками. Сколько тайн хранит в себе рука.
-Мы с вами часто сталкиваемся с проблемой развития мелкой моторики у детей, постараемся решить ее. А начнем мы с понятия мелкой моторики. Что же такое мелкая моторика?
По книжному определению мелкая моторика – это способность ребёнка выполнять мелкие и точные движения кистями и пальчиками рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Всё очень просто. Учёными давным-давно доказано, что развитие мелкой моторики и речи тесно взаимосвязаны, ведь в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при движениях пальцев рук речевой центр в головном мозге начинает усердно работать, а потому для своевременного развития речи ребёнка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики ручек. Это так же готовность рук к письму в первом классе. Также мелкая моторика очень влияет на ловкость рук, а значит на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка при выполнении самых разных заданий. То есть если у ребёнка хорошо развита мелкая моторика, то ребёнку, как правило, легче научиться писать, он лучше мыслит и рассуждает, быстрее запоминает.
Я предлагаю, с вами поделится приемами и методами, которые вы, может быть, будете использовать у себя дома.
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с различными предметами и материалами
Игры с прищепками, скрепками, зажимами, крабиками.
1. Упражнения с речевым сопровождением.
Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Предлагаю родителям взять прищепки и поиграть
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
2. Очень интересно детям «приделывать иголки» из скрепок ежу, вырезанному из картона и т. д.
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.
Игры с сыпучими материалами
Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли, перловой крупы).
1. Самомассаж в «сухом бассейне»
Насыпаем в емкость гречку или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
2. В «сухой бассейн» помещаем гречку или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.
3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы)
Су-Джок- это маленький массажный мячик. Су-джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает рук, поднимает настроение ребенку.
Массаж специальным шариком.
Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(дети катают Су- Джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи
(дети катают Су-Джок между ладонями).
И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец).
Я вам сегодня предлагаю проявить свое творчество в создании коллективной работы на тему : «Подводный мир». Перед вами макет подводного мира - аквариум. Он - пустой, давайте с вами заселим его подводными растениями и обитателями. 3 группы. Но будете создавать морских обитателей используя для этого разнообразный материал: пластилин,пуговицы,бисер,стразы,паетки,разноцветтный рис. Вам необходимо разукрасить силуэты подводных обитателей, используя предложенный материал, а затем поместить их в наш аквариум. Вы согласны.
Вам понравилось, вы получили удовольствие от выполнения данной работы? В заключение я вам предлагаю немного отдохнуть.
Закройте глаза, расслабьтесь. Найдите своё сердце, прижмите обе руки к груди, и прислушайтесь, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите немного своего сердечного света и тепла.
А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу. Я надеюсь, что сегодня каждый увидел что-то для себя интересное и полезное, и мой опыт работы вы с удовольствием используете в своей деятельности.