ФЕДОРОВА ОЛЬГА
Игровые технологии в работе учителя — дефектолога с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии в работе учителя — дефектолога с детьми раннего возраста
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.
Публикация «Игровые технологии в работе учителя — дефектолога с детьми раннего возраста» размещена в разделах
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации образовательного процесса как в нескольких учреждений, так и в конкретном детском учреждении или даже группе. Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами: - социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС); - образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.). Ценность педагогической технологии в том, что она: - конкретизирует современные подходы к оценке достижений детей; - создает условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Ранний возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.
Эти и другие важнейшие качества формируются не только в процессе специальных занятий, но также в игре, дающей ребенку: - возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; - быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); - прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях». Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: - способом обучения; - деятельностью для реализации творчества; - методом терапии; - первым шагом социализации ребенка в обществе. Воспитательное,обучающее, коррекционно - развивающее значение игры зависит от: - знания методики игровой деятельности; - профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр; - учета возрастных и индивидуальных возможностей. На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: - для освоения темы или содержания изучаемого материала; - в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как образовательной программы, формируемой коллективом учреждения.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования учреждения и уровня развития детей.
Задачи игровой технологии :
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях. Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Это последовательная деятельность педагога по: - отбору, разработке, подготовке игр; - включению детей в игровую деятельность; - осуществление самой игры; - подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Главные признак педагогической игры в игровой технологии –
четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся познавательной направленностью. Виды педагогических игр разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности, по характеру педагогического процесса –познавательные, воспитательные, развивающие, по характеру игровой методики, по содержанию, по игровому оборудованию.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Значение технологии : - активизирует воспитанников; - повышает познавательный интерес; - вызывает эмоциональный подъем; - способствует развитию творчества; - максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры; Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала. Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Концептуальные основы игровой технологии :
Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующего одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения материала.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, педагог должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения положительных действий ребенка. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Важной особенностью современных игровых технологий, которые педагог использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только деятельность детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению чего – то нового. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс.