МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Елена Петрова
Консультация для воспитателей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. В дошкольных учреждениях с каждым годом все больше фиксируются дети с нарушениями речи. Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Публикация «Консультация для воспитателей „Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Выделяют три периода развития, в которых возможны появления отклонений в речевом развитии : перинатальный период (является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка- внутриутробное развитие плода, натальный период (период родов, постнатальный период (период развития после рождения).

Причины возникновения речевых нарушений в перинатальном (дородовом) периоде:

• интоксикация организма матери,

• внутриутробная гипоксия плода,

• резус – конфликт матери и ребёнка,

• неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша,

• ушибы и падения матери с дальнейшей травматизацией плода,

• заболевания матери во время беременности,

• курение и употребление алкоголя во время беременности.

В натальный период (момент рождения) :

• родовая травма новорожденных,

• затяжные или стремительные роды,

• рождение ребёнка с родовой опухолью-гематомой,

• повреждения нервов,

• асфиксия плода (кислородная недостаточность).

В постнатальном (послеродовом периоде) :

Биологические факторы:

• черепно-мозговая травма,

• различные инфекционно – вирусные заболевания – менингит, гепатит, и т. д.,

• наследственные генетические заболевая,

• цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центрально-нервной системы.

Социальные факторы:

• Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: ребенок мало слышыт хорошую речь, необходимо, чтобы ребенок пользовался ею, связывал ее с выполнением тех или иных действий в игре.

• Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюкание – копирование детской речи: ребенок подражает тому, что слышит.

• Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «раба») приводит к появлению искаженного звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.

Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное небо и др.

• Длительное пользование соской – способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.

Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда – отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.

• Если у ребенка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда понимает, если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребенок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.

Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот некоторые из них:

а) болезни, перенесенные родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулез, нервные заболевания);

б) родовые травмы;

в) инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;

г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.

Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.

К стойким дефектам речи относятся межзубные и боковые С, Сь, З, Зь, Ч; Ш, Ж, Ч, Щ – при их произношении конец языка высовывается между зубами или поворачивается набок; нижние или щечные Ш, Ж, Ч, Щ, когда надуваются щеки; проторные Р, Рь или горловые – вибрирует не кончик языка, а мягкое небо или маленький язычок; Л полумягкий и двугубный, замена его на У, В, Ы; боковые Ть, Дь, Гь, Кь, Хь; отсутствие К, Кь, Г, Гь или их замена звуками Т, Ть, Д, Дь.

Необходимо обьяснить родителям, что такие недостатки произношения сами по себе не исчезают. И чем раньше они обратят на них внимание, тем меньше времени потребуется на избавление от них.

Ко второй группе стойких дефектов речи относятся замены и смешение оппозиционных звуков, особенно искаженных: С – Ш, С – Ц, З – Ж, Р – Л, Р – Ль, Р – Й, Ль – Й, К – Т, Г – Д; нарушение мягкости: тетя – «тота»; оглушение звуков: жук – «сук» и др.

Все эти нарушения сопровождаются недоразвитием фонематического слуха и приводит к стойким искажениям звукослоговой структуры слова (пропуски, перестановки, вставки звуков и слогов, сокращение слов) : аквариум – «акрям», кровать – «квалять».

Если смешение и замены не устраняются до поступления в школу, то они создают большие трудности при обучении и приводят к дисграфии: ребенок как говорит, так и пишет, к тому же добавляются новые ошибки.

Такой ребенок с трудом овладевает чтением, у него ограничен словарный запас, наблюдается неправильное употребление грамматических форм рода, числа, падежа, согласования и др.

они связаны не только с недостатками произношения, но и с нарушением слухового восприятия отдельных звуков речи и способности к анализу и синтезу слов.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ветер, причины его возникновения» Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать,.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для воспитателей «Фольклор в познавательном развитии детей» Консультация для воспитателей «ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ» Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей.Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей. Восприятие – сложный познавательный процесс, который развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Виды восприятия определяются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 октября 2023 в 09:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД