Елена Петрова
Консультация для воспитателей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. В дошкольных учреждениях с каждым годом все больше фиксируются дети с нарушениями речи. Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.
Публикация «Консультация для воспитателей „Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Выделяют три периода развития, в которых возможны появления отклонений в речевом развитии : перинатальный период (является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка- внутриутробное развитие плода, натальный период (период родов, постнатальный период (период развития после рождения).
Причины возникновения речевых нарушений в перинатальном (дородовом) периоде:
• интоксикация организма матери,
• внутриутробная гипоксия плода,
• резус – конфликт матери и ребёнка,
• неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша,
• ушибы и падения матери с дальнейшей травматизацией плода,
• заболевания матери во время беременности,
• курение и употребление алкоголя во время беременности.
В натальный период (момент рождения) :
• родовая травма новорожденных,
• затяжные или стремительные роды,
• рождение ребёнка с родовой опухолью-гематомой,
• повреждения нервов,
• асфиксия плода (кислородная недостаточность).
В постнатальном (послеродовом периоде) :
Биологические факторы:
• черепно-мозговая травма,
• различные инфекционно – вирусные заболевания – менингит, гепатит, и т. д.,
• наследственные генетические заболевая,
• цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центрально-нервной системы.
Социальные факторы:
• Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: ребенок мало слышыт хорошую речь, необходимо, чтобы ребенок пользовался ею, связывал ее с выполнением тех или иных действий в игре.
• Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюкание – копирование детской речи: ребенок подражает тому, что слышит.
• Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «раба») приводит к появлению искаженного звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.
• Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное небо и др.
• Длительное пользование соской – способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
• Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда – отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
• Если у ребенка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда понимает, если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребенок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.
Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот некоторые из них:
а) болезни, перенесенные родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулез, нервные заболевания);
б) родовые травмы;
в) инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;
г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.
Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.
К стойким дефектам речи относятся межзубные и боковые С, Сь, З, Зь, Ч; Ш, Ж, Ч, Щ – при их произношении конец языка высовывается между зубами или поворачивается набок; нижние или щечные Ш, Ж, Ч, Щ, когда надуваются щеки; проторные Р, Рь или горловые – вибрирует не кончик языка, а мягкое небо или маленький язычок; Л полумягкий и двугубный, замена его на У, В, Ы; боковые Ть, Дь, Гь, Кь, Хь; отсутствие К, Кь, Г, Гь или их замена звуками Т, Ть, Д, Дь.
Необходимо обьяснить родителям, что такие недостатки произношения сами по себе не исчезают. И чем раньше они обратят на них внимание, тем меньше времени потребуется на избавление от них.
Ко второй группе стойких дефектов речи относятся замены и смешение оппозиционных звуков, особенно искаженных: С – Ш, С – Ц, З – Ж, Р – Л, Р – Ль, Р – Й, Ль – Й, К – Т, Г – Д; нарушение мягкости: тетя – «тота»; оглушение звуков: жук – «сук» и др.
Все эти нарушения сопровождаются недоразвитием фонематического слуха и приводит к стойким искажениям звукослоговой структуры слова (пропуски, перестановки, вставки звуков и слогов, сокращение слов) : аквариум – «акрям», кровать – «квалять».
Если смешение и замены не устраняются до поступления в школу, то они создают большие трудности при обучении и приводят к дисграфии: ребенок как говорит, так и пишет, к тому же добавляются новые ошибки.
Такой ребенок с трудом овладевает чтением, у него ограничен словарный запас, наблюдается неправильное употребление грамматических форм рода, числа, падежа, согласования и др.
они связаны не только с недостатками произношения, но и с нарушением слухового восприятия отдельных звуков речи и способности к анализу и синтезу слов.