Папки-передвижки

Консультация для родителей «Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики»

Ирина Спицына
Консультация для родителей «Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы

Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияния на развитие активной речи ребенка. Рука ребенка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.

Публикация «Консультация для родителей „Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики“» размещена в разделах

Мелкая моторика ребенка развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действует все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальные выполняют аналогичные действия. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. При выполнении статических проб дети не могут сохранять принятую позу длительное время.

Тактильные ощущения также еще развиты слабо : им трудно захватывать карандаш, правильно держать его тремя пальцами. При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребенку трудно правильно управлять посредникам (в данном случае - карандаш, кисть, мел). Маленький ребенок сосредотачивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, кисти, ручки, что скажется в последующем на качестве письма.

При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечных тонус (это длительно сохраняющиеся состояние упругости мышц). У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий. Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикулярного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой моторики рук наблюдается повышенный тонус мышц артикулярного аппарата. Воздействуя на тонус руки ребенка, мы можем влиять на тонус речевого аппарата. Таким образом, в среднем дошкольном возрасте начинается подготовка руки ребенка к письму. В 4 года проводиться работа над правильным захватом орудия письма и распределением мышечной нагрузки (напряжение-расслабление, что соответствует работе мышц при письме. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы (спички, проволока, нитки, бусины и т. д.). Однако существует определеннее направления работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребенка к письму. К ним относятся:

1. Развитие тактильных ощущений - определение предмета на ощупь с

предварительным визуальным и тактильным контролем.

2. Пальчиковые игры - без предметов; с атрибутами; с предметами.

3. Штампы - работа с одним штампом; работа с карандашом - штампом.

4. Ниткопись - выкладывание ниткой контура предмета по предварительно проведенной линии.

5. Работа с карандашом - пальчиковые упражнения с карандашом.

6. Бисерография — упражнения с бусинами; работа с ниткой бисера.

Развитие тактильных ощущений.

Развивая тактильные ощущения, ребенок не только развивает мелкую

моторику, но и знакомится с различными предметами окружающего мира.

при этом осознанно пополняется и активизируется его словарь, и в первую

очередь - словарь признаков. В процессе специальных мероприятий по

развитию тактильных ощущений ребенок знакомится с различными объектами в следующей последовательности:

1. Берет в руки предмет (объект) внимательно его осматривает и

исследует. В процессе ребенок знакомиться с различными качествами

предметов; (резиновый, стеклянный, деревянный, кожаный, бумажный,

металлический м т. д.) учиться различать предметы по форме

(); определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий).

Игры : «У кого какой предмет», «Узнай по описанию», «Что из чего?» ,

«Какой он? Какая она?» и т. д.

2. Упражняется в тактильном распознавании предмета (объекта) -

игра «Чудесный мешочек».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» хорошо известна педагогам и

широко используется в практике детского сада, но исходя из поставленной

задачи, а именно - развития тактильных ощущений - игра имеет несколько

вариантов:

1 вариант — (перед началом игры — посмотреть и потрогать предмет) Зате

даются задания:

- найти предмет, который назвал педагог; (орех, шишка);

- исследовать этот предмет, назвать его; (только о, дерев.)

- достать предмет и показать детям; (большой кубик).

2 вариант - (перед игрой предметы только рассматриваются)

Далее, как в 1 варианте.

Предметы для игры «Чудесный мешочек» меняются по мере их изучения | детьми. Количество предметов при этом не меняется - 5 шт. Обновляя

содержимое мешочка, педагог занимает предметы по одному (т. е. 4 - из

предыд. набора, 1-новый). Постепенно все предметы меняются, а в течение

.уч. года не один раз.

Пальчиковые игры.

В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются статистические и

динамические движения. В пальчиковых играх активно используется

игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным

мероприятиям, а также эффективность самих игр. пальчиковые игры

включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. При этом говорит

взрослый, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно

сопровождать сложные для него упражнения словами. Пальчиковые игры

условно разделяют на 3 группы:

1 группа - пальчиковые игры без предметов;

2 группа - пальчиковые игры с использованием атрибутики;

Здесь рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки (лучшие

детские, на каждом пальчике которых вышиваются глазки, носик, ротик.

Наряду с перчатками используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Можно сшить или связать шапочки-колпачки

Игра «Пальчики знакомятся»

Цель: Развивать ловкость пальцев рук, познакомить с названиями пальцев.

На каждый пальчик надеваются цветные колпачки, воспитатель

рассказывает: «Давайте познакомимся с удивительным народцем -

пальчиками. Они есть у всех: и у вас, и у меня. У всех пальчиков есть

имена, давайте с ними знакомится».

Игра «Физкультурник»

Цель: Развивать ловкость и дифференцированность движений рук.

На средний и безымянный надевают голову (фигурку) человека на резинке

(на основания пальцев) - ножки. Мизинец и указательный - ручки.

Физкультурник на дорожке

Тренирует свои ножки

Высоко их поднимает, - пальчики ножки шагают по столу.

Бодро, весело шагает.

Руки в стороны развел- человек остановился, и руки в стороны

И тихонечко пошел развел тихонечко пошел по столу

Руки вниз, затем вперед

Прыгнул, сделал поворот.

Физкультурой заниматься

Любит маленький народ. Снова шагает по столу.

3 группа - пальчиковые игры с предметами.

Привлекательны именно самими предметами. Отличаются от других пальчиковых игр тем, что предметы необходимы, без них невозможно

провести игру или упражнение, тогда как атрибуты могут быть, а может и не быть. Сюда можно отнести такие игры, как «Горошина», «Лыжник», «Вертушка», «Поставь точку», «Змейка».

«Горошина» - выбрать из чаши горошину и выполняются задания:

а) раскатывают между ладонями

б) берет в щепоть и раскатывают между пальцами

в) катать между большим и указательным

г) кладет на стол и катает указательным пальцем.

Мы горошину в двух пальцах помнем,

О горошине зеленой мы споем.

Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошина, к нам в лукошко,

Ты катись, горошина, по столу

Развлекай, горошина, детвору.

Лыжник - на столе предметы, условно изображающие разные объекты: дерево, сугроб, горка и т. д. 2 счетные палочки - «лыжи», указательный и мизинец - «ноги». Не отрывал ног от лыж, ребенок скользит по столу, проводя лыжника по разным маршрутам.

Мы на лыжах шли-шли

И до дерева дошли.

Дерево мы обошли

И дальше пошли.

Работа со штампами.

Работа со штампами играет значимую роль в развитии кисти руки и ее мелкой моторики. В процессе работы со штампами развивается сила руки, ее ловкость, переключаемость с одного вида движения на другой. Большая роль в работе со штампами принадлежит развитию щепоти, что непосредственно сказывается на подготовке руки к письму.

Детям предлагаются разные виды штампов: промышленные, изготовленные из подручных материалов, карандаш - штамп. Изготовить самостоятельно можно из ластика или сырого картофеля (разовые, подойдут и готовые ластики разнообразных форм: цветочек, ягодка и т. д.

Карандаш - штамп - это не подточенный карандаш с ластиком на конце, этот ластик срезается лезвием под углом 45 градусов.

Работа со штампами упражняет щепоть руки ребенка. Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовые напряжения. При работе со штампами необходимо

создавать игровую мотивацию, проводятся игры «Помощники», «Весна в

лесу», «Запасы на зиму», «Медвежата», «Детки в лесу».

«Помощники» - листы бумаги с нарисованными грядками в огороде

(горизонтальные линии, штампы морковки, капусты. Игровая мотивация -

помогаем зайке посадить овощи.

«Весна в лесу» - листы с контурами деревьев, кустарников,

возвышенностей, штампы с цветами, листьями. Мотивация - Весна грустит,

что не весело и голо в лесу, поможем украсить лес. Можно использовать и

другой вариант упражнений - дети входят в образ персонажа рассказа,стиха.

«Запасы на зиму» - дети бельчата, «заготавливают» на зиму орешки, грибы.

«Медвежата» - дети-медвежата рисуют ягоды малины на кустах

штампами.

Ниткописъ.

Ниткопись - это выкладывание ниток по контуру различных f

изображений. Применение ниткописи развивает у детей внимание, глазомер,

зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук. Для занятий детям понадобятся

ворсистые нитки и бархатная бумага, они должны быть контрастных цветов,

Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений

разнообразных предметов, геометрических фигур, букв и цифр. Первичное

знакомство проводится с группой 3-5 человек в свободное от занятий время.

когда вся группа ознакомится с данной работой, освоит ее, тогда ниткопись f можно включать во фронтальные занятия по развитию речи.

Бисерография.

Бисерография - это выкладывание изображения предмета (сюжета) спомощью бисера, бусинок, мелких пластмассовых шариков.

Бисерография развивает щепоть руки ребёнка, качественно корригирует

мышцы пальцев рук. Сначала ребёнку дают крупную бусину и предлагают

выполнить упражнения с ней («Гармошка», затем размер бусины

постепенно уменьшают - до размера пшеничного зернышка.

В средней группе можно предложить выкладывание контура изображений

предметов с помощью бисера или бисерной нити. Выкладывание проводится на пластилиновую пластину, на которую стекой наносится рисунок.

Публикации по теме:

«Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей» . В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления.

Дидактическое пособие по развитию мелкой моторики и речи «Поваренок»Дидактическое пособие по развитию мелкой моторики и речи «Поваренок» Дидактическая игра "Поваренок" Цель: 1. Развитие мелкой моторики рук, развитие сенсорного восприятия. 2. Знакомство с различными видами.

Дидактические игры на развитие мелкой моторикиДидактические игры на развитие мелкой моторики Развивая с детками моторику я использую клубочки ниток,шнуровку, ленточки, поделки с пуговицами. С детьми делали бусы из макарон в которые.

Игры на развитие мелкой моторикиИгры на развитие мелкой моторики «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Развивать мелкую моторику малыша - это очень полезно! Развитие мелкой моторики.

Игры на развитие мелкой моторики своими руками с детьми в возрасте 2–3,5 лет Развивающая среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное развитие и социально-эмоциональное взаимодействие.

Игры на развитие сенсорики и мелкой моторики рукИгры на развитие сенсорики и мелкой моторики рук Все основные сенсорные навыки и мелкая моторика рук закладываются в раннем и дошкольном возрасте. Лучший способ развивать и закреплять их.

Игры с мячом. Развитие мелкой моторики. Практические рекомендации Воспитатель: МАДОУ «Детский сад» №395 г. Перми Хамзина Ильмира Вильдановна г. Пермь 2015 Одним из показателей хорошего физического.

Игры с прищепками. Развитие мелкой моторикиИгры с прищепками. Развитие мелкой моторики Прищепками играем — не только мелкую моторику развиваем! Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мoзга,.

Развитие речи у дошкольников путём развития мелкой моторики Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней!Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть.

Развивающие игры с прищепками (развитие мелкой моторики рук)Развивающие игры с прищепками (развитие мелкой моторики рук) Развитие мелкой моторики рук (особенно разнообразные движение пальчиков) очень важно именно с раннего дошкольного возраста. Дело в том,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики»
Опубликовано: 15 августа 2015 в 15:32
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Спицына (УИ 358637) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД