Ольга Белова
Консультация «Использование ширм в предметно-пространственной среде ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, экспериментальной)
Принципы построения развивающей среды:
Публикация «Консультация „Использование ширм в предметно-пространственной среде ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Ширмы. Напольные и настольные ширмы для игр
- Темочки
1. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Основной смысл этого принципа состоит в том, что дети и взрослые являются творцами своего предметного окружения в ДОУ. Для того, чтобы это стало возможным, окружающая их обстановка должна давать возможность разнообразных изменений, легко трансформироваться. При этом воспитатель должен исходить из интересов и склонностей своих воспитанников, узнать которые можно в ходе наблюдения за деятельностью детей, бесед с ними, их родителями. Важно, особенно для малышей соблюсти некий «баланс»: с одной стороны, приблизить обстановку в группе к домашней, а с другой стороны внести в неё такие элементы, с которыми ребёнок может активно действовать.
2. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.
В соответствии с этим принципом стабильность, неизменность элементов окружающей среды сохраняется в той мере, в какой это обеспечивает надёжность и защищённость детей от нежелательных воздействий внешнего мира, гарантирует его устойчивость.
Ребёнок постоянно меняется, становится другим, и к этим изменениям он приспосабливает окружающую его среду. В противном случае, он перерастает её, она становится неинтересной. Для того, чтобы дети могли создавать обстановку, которая в большей степени удобна для выполнения выбранной ими деятельности, в их распоряжении должны быть многофункциональные, легко трансформируемые элементы, которые легко превращаются. Кроме того, взрослые должны с определённой периодичностью организовывать неожиданные и приятные сюрпризы для детей, которые заставляют их ждать следующего прихода в ДОУ.
3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Пространство в групповой комнате должно быть организованно так, чтобы дети имели возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, при этом, не мешая друг другу.
4. Принцип учёта половых различий детей.
Знакомя детей с книгами, следует соблюдать своего рода баланс – показывать с лучшей стороны, как мужчин, так и женщин, как девочек, так и мальчиков.
5. Принцип открытости-закрытости.
Открытость-закрытость по отношению к природе. Это проживание вместе с детьми домашних питомцев (черепах, рыбок и т. п., за которыми ухаживают дети.
Открытость культуре. Окружающая среда должна содержать лучшие образцы общечеловеческой культуры – музыка, скульптура и т. п.
Открытость обществу. Означает, что в жизни группы могут принимать участие люди разных профессий и интересов.
6. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии взрослых с детьми.
Этот принцип, в первую очередь, связан с необходимостью установления контакта между педагогом и детьми. Хорошее общение: «глаза в глаза» достигается благодаря разноуровневой мебели.
7. Принцип эмоциогенности среды. Он предусматривает такую организацию среды, которая побуждает детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая функциональную активность ребёнка. Для развития детского познания важно насытить среду такими мотивирующими его объектами, которые помогут расширить интересы ребёнка. Среда должна быть организована так, чтобы ребёнок пережил все эмоции: удивление, интереса к окружающему миру, удовольствия, радости от самого процесса познания или преобразования мира и его результатов; эмоциональные комплексы раздумья (куда можно отнести эмоциональный комплекс догадки, сомнения, уверенности).
8. Принцип этапности и учёта возрастных особенностей детей.
Согласно этому принципу, развивающая среда должна отражать те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом.
Чтобы предметно-пространственная развивающая среда выступала как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, в группе ДОУ создаются универсальные многофункциональные ширмы для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.
Ширма используется в воспитательных, образовательных и развивающих целях.
Ширма – элемент интерьера группы, небольшая складная перегородка напольная или настольная, состоящая из рам, затянутых материей, и имеющая разное количество секций: от одной до четырех. Может разбивать пространство комнаты или стола на два не вполне изолированные части, использоваться для различных видов детской деятельности.
Технические требования к многофункциональной ширме
Изготовить ширму можно самостоятельно или с помощью родителей.
1. Ширмы могут быть настольными или напольными.
2. Размер ширмы зависит от ее назначения. Высота напольных ширм для детей дошкольного возраста может составлять от 80 см до 1 м 40 см. Настольные ширмы лучше делать высотой от 15 см, но чаще используются не менее 40 см.
3. Многофункциональная ширма может состоять из двух, трех и более секций. Каждая секция имеет свое функциональное назначение в зависимости от ее оформления.
4. Ширму можно изготовить из разных материалов. Главное, чтобы они отвечали требованиям безопасности, были не токсичны, легки и гигиеничны. Для этого подойдут следующие материалы: пластик, ткань (флис, тюль, ситец, нейлон, искусственная кожа, полиэтилен, резина, дерево, поликарбонат, бумага.
Наиболее легкие и мобильные получаются ширмы, рамы которых изготовлены из пропиленовых сантехнических труб.
6. Полотнище ширмы может быть закреплено с помощью кнопок, пуговиц, тесьмы или липучек. Для крепления элементов ширмы используются разнообразные способы (кнопки, карманы, резинки, крючки, прищепки, завязки, липучка).
Требования к оформлению многофункциональной ширмы:
Многофункциональность
Развивающий характер
Методическая сообразность
Учет половых различий детей (отражение интересов мальчиков и девочек)
Эстетичность внешнего оформления
Удобство трансформируемости и хранения
Безопасность используемых материалов
Прочность конструкции
Возможность соблюдения санитарно-гигиенических требований
1. Многофункциональность подразумевает увеличение числа функций ширмы.
По функциональному назначению ширмы в целом или их секции служат для:
Разделения групповой комнаты или стола на игровые зоны
Создания уголка уединения (временного или постоянного)
Демонстрационная функция (на ширму можно вешать демонстрационный материал (картины, знаки, геометрические фигуры)
Обозначения игрового пространства в сюжетно-ролевой игре (дом, машина) и режиссерской игре (улица, комната)
Проведения индивидуальной работы по пяти образовательным областям
Обозначения сюжета игры (с помощью табличек с названиями, картинок с изображением атрибутов определенных профессий)
Художественного творчества (здесь могут быть закреплены доски для рисования мелом, приспособления для крепления листа для рисования, ковролины)
Развития двигательных навыков и мелкой моторики (приспособления для шнуровки, мелкие детали картин на ковролине)
Театрализованной деятельности (теневой театр, фланелеграф, театр на палочке, пальчиковый или перчаточный театр и даже настольный).
Сочетание данных функций зависит от возраста воспитанников группы, интересов детей; направления деятельности конкретных педагогов (кружковая работа, практических и творческих умений воспитателей.
2. Развивающий характер. Данное требование означает, что с помощью многофункциональной ширмы должно происходить всесторонне развитие дошкольников: в области познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития. А именно, в зависимости от оформления ширмы должны решаться такие задачи, как:
Образовательные:
Формировать у дошкольников целостную картину мира, расширять кругозор
Формировать у детей элементарные математические представления;
Развивающие:
Развивать речевые и коммуникативные навыки дошкольников
Развивать умение самостоятельно видоизменять место для игры
Развивать все компоненты детской игры: разнообразить тематику и сюжеты игр, обогащать игровые действия, закреплять умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, самим подготавливать игровую обстановку, учить действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации
Развивать мышление дошкольников, стимулировать их психические процессы, развивать творчество
Развивать мелкую моторику рук
Развивать сенсорные навыки
Способствовать развитию творческих способностей в театрализованной, изобразительной деятельности
Развивать двигательные навыки, пространственную координацию, глазомер.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.
3. Методическая целесообразность. Любое оформление ширмы должно иметь аргументированное обоснование использования ширмы в развивающей предметно-пространственной среде с точки зрения педагогики.
4. Учет половых различий детей (отражение интересов мальчиков и девочек).
5. Эстетичность внешнего оформления. Оформление ширмы должно быть ярким, эмоционально привлекательным, особенно для детей раннего возраста. Все детали ширмы должны быть аккуратными. Принимаются во внимание не только особенности внешнего вида ширмы, но и структурные связи между ее элементами, секциями, придающие им функциональное и композиционное единство.
6. Удобство трансформируемости и хранения. Ширма должна быть легкой, подвижной, чтобы дети могли самостоятельно ею пользоваться, передвигать, и компактной в сложенном состоянии, чтобы она не занимала много места при хранении.
7. Безопасность используемых материалов. Они должны быть не токсичны, легки и гигиеничны.
8. Прочность конструкции. Ширма должна быть прочная, надежная и долговечная.
9. Возможность соблюдения гигиенических требований. Если детали ширмы запачкаются, они должны мыться или стираться, иные заменяться другими.