Кристина Зюзина
Программа кружка «Цветные числа» по ФЭМП для детей 4–5 лет с использованием цветных счетных палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель
Зюзина Кристина Юрьевна
Содержание
1 Пояснительная записка
2 Перспективный план работы на 2018 – 2019 г.
3 Диагностическая карта
4 Д/и с палочками Кюизенера
5 Список использованных источников
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка „Цветные числа“ по ФЭМП для детей 4–5 лет с использованием цветных счетных палочек Кюизенера» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) раз-работал универсальный дидактический материал для развития у детей математи-ческих способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвя-щенную своему учебному пособию. Палочки Кюизенера – это набор счетных па-лочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное чис-ло. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Выпускаемые, производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25 белых пало-чек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназна-чаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.
Игровые задачи цветных палочек : Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через ру-ки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фан-тазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприя-тия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знако-мясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы зага-дочного мира чисел и других математических понятий.
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек Кюизенера для обуче-ния детей основам математики.
Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также пе-редовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественны-ми и зарубежными педагогами – практиками, мы заинтересовались возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей дошкольного возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творче-ского воображения.
Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, уни-версальность, высокая эффективность.
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального тру-да педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.
Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами дей-ствий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фанта-зию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
На практике эти задачи реализуются через организацию деятельности круж-ка. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выра-жать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в про-грамму, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Цель: Формировать математическое мышление; развивать творческое вооб-ражение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Задачи:
- Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.
- Способствовать формированию элементарных математических и про-странственных представлений.
- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в дости-жении цели.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
Методическое обеспечение:
Реализация программы рассчитана на 1 год сентябрь 2018 - май 2019.
Ожидаемый результат: Игры – занятия с палочками позволят ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементар-ных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, ло-гическое мышление, внимание, память, способствуют воспитанию самостоятельно-сти, инициативы, настойчивости в достижении цели.
Оценка результативности программы проводится на основе «
Диагностики уровня усвоения программы» (под редакцией М. А.
Васильевой).
Перспективный план работы
Неделя Тема Программное содержание
1 Знакомство с палоч-ками
Кюизенера. Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом.
Помочь детям соорентироваться в данном мате-риале.
Выяснить начальные знания группы детей, уров-ня развития того или иного ребенка. Обратить внима-ние детей на свойства палочек.
Развивающая среда: набор палочек Кюизенера.
2 Игра
«Разноцветные палочки». Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь, внимание, память.
3 Игра «Змейка» Цель. Учить детей составлять группу из отдель-ных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать сло-вами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. Материал. Цветные счетные палочки : для поло-вины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.
4 Игра «У кого больше». Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображе-ние.
Материал. Цветные счетные палочки : для поло-вины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.
5 Игра
«Разноцветные вагончики». Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; срав-нивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «по-ровну»).
Материал. Цветные счетные палочки : 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).
6 Игра «Столби-ки».
.
Цель. Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ни-же», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую мото-рику.
Материал. Цветные счетные палочки : красные и голубые; карточка.
7 Игра «Сушим поло-тенца». Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифициро-вать предметы
по длине и цвету, обозначать результаты сравне-ния словами (длиннее – короче, равные по длине).
Материал. Цветные счетные палочки : 1 коричне-вая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).
8 Игра «Числа 1 и 2». Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
Материал. Для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для детей : цветные счетные палочки – 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка.
9 Игра
«Строительство домов». Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количе-ственного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Цветные счетные палочки : 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; кар-точка.
10 Игра «Число 3».
Цель. Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по по-рядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориенти-ровке в пространстве.
Материал. Для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см; розовая полоска 20x10 см, голубая полос-ка 30x10 см; цифры. Для детей : цветные счетные па-лочки – 4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3.
11 «Игра
«Треугольники». Цель. Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в преде-лах 3. Учить различать количественный и порядко-вый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Кото-рый?» Учить ориентироваться в пространстве («сле-ва», «справа», «перед», «за»).
Материал. Цветные счетные палочки : 3 крас-ные, 3 желтые, 3 голубые.
12 Игра «Рамка для картины». Цель. Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отно-шениях. Развивать творческую фантазию.
Материал. Цветные счетные палочки в преде-лах 4; 4 синие палочки.
13 Игра
«Разноцветные флажки». Цель. Закреплять названия геометриче-ских фигур.
Упражнять в счете, умении отвечать на вопро-сы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Карточка; цветные счетные палочки : 2 бордовые, 10 голубых, 10 красных.
14 Игра «Бусы».
Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количе-ству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько).
Материал. Цветные счетные палочки : белые, розовые, голубые; карточка.
15 Игра «Число 4». Цель. Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количествен-ный счет от порядкового.
Материал. Для воспитателя: цифры. Для детей : цветные счетные палочки в пределах 4; цифры; кар-точка.
16 Игра «Елка». Цель. Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, са-мая короткая; развивать представления об эталонах цвета.
Материал. Цветные счетные палочки : 1 корич-невая, 1 оранжевая, 2 фиолетовые, 2 желтые, 2 крас-ные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с изображением елки.
17 Игра «Дач-ный
поселок» Цель. Учить детей сравнивать предметы по вы-соте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова : слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.
Материал. Цветные счетные палочки; карточка.
18 Игра «Новоселье». Цель. Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограни-ченным пространством.
Материал. Цветные счетные палочки : белые, голубые, розовые, желтые; картон формата А4.
19 Игра «Доро-га к дому». Цель. Закреплять умение детей измерять с по-мощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки.
20 Игра «Кукла
Маша».
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.
Материал. Карточка; счетные палочки : 2 голубые, 3 белые, 4 красные, 4 розовые, 1 желтая, 1 фиолетовая, 1 черная, 1 бордовая.
21 Игра «Зайка». Цель. Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки : 4 белые, 4 красные, 4 бордовые, 4 голубые, 1 корич-невая и 2 розовые.
22 Игра «Число 5»
Цель. Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количествен-ный и порядковый счет, правильно отвечать на во-просы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Для воспитателя: цифры в пределах 5. Для детей : цифры до 5; цветные счетные палочки в пределах 5.
23 Игра
«Скворечник»
Цель. Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине; преобразо-вывать конструкцию предмета.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки : 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная и 1 белая.
24 Игра «Кастрюль-ки» Цель. Учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом. Упражнять в счете в пределах 5,
умении находить одинаковые по величине предметы. Материал. Кастрюля. Цветные счетные палочки в пределах 5; карточка.
25 Игра «Дети наше-го двора»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по вы-соте путем приложения, определять словом резуль-тат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение.
Материал. Цветные счетные палочки в преде-лах 5 : по 1 штуке, одна из палочек (любого цвета) в количестве 2 штук.
26
Игра «Море
волнуется»
Цель. Закреплять умение детей следовать за-данному алгоритму; точно выполнять словесную ин-струкцию; закреплять навыки измерительной дея-тельности. Материал. Карточка; набор счетных па-лочек.
27 Игра «Сделай
фигуру»
Цель. Закреплять умение детей составлять гео-метрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, пря-моугольник, трапеция, четырехугольник); раз-личать количественный и порядковый счет, правиль-но отвечать на вопросы: сколько, который по счету?
Материал. Цветные счетные палочки : 5 голу-бых, 9 красных, 1 желтая.
28 Игра «Пече-нье»
Цель. Упражнять детей в измерении с помощью условной меры. Учить определять, что больше – часть или целое; показать одну шестую и целое.
Материал. Цветные счетные палочки : 2 оран-жевые, 8 голубых.
29 Игра «Книги
полке»
на Цель. Учить увеличивать число на один, срав-нивать предметы по толщине, сопровождая словами результат сравнения: «толще – тоньше».
Материал. Цветные счетные палочки : 5 голу-бых, 6 красных, 6 желтых, 2 черные.
Диагностическая карта
(на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редак-цией М. А. Васильевой) Таблица с колонками:
1. Проявляет интерес к деятельности,
2. Принимает игровую задачу,
3. Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со сверст-никами в игре,
4. При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину;
5. Различает «много» предметов и «один»,
6. Строит разнообразные постройки,
7. используя объёмные и плоскостные палочки,
8. Использует речь в процессе игры.
9. Умение осваивать действия с предметом, 10. Умение принимать игро-вую задачу.
11. Умение эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.
Условные обозначения: высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со
взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер пало-чек, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количе-ственные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удо-вольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их оди-накового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и ко-роткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на постав-ленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого сво-бодно ориентируется в предметном окружении.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с па-лочками. Ребенок воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размер-ные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращен-ную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребё-нок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с не-значительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окруже-нии.
Диагностическая карта по итогам реализации программы кружка «Цветные числа» 2018 – 2019 учебного года.
Группа: Средняя Возраст: 4 – 5 лет Руководитель: Зюзина К. Ю.
№
п/п
Фамилия имя ребёнка
1 Проявляет интерес к деятельности,
2 Принимает игровую задачу,
3 Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со сверст-никами в игре,
4 При обследовании предметов вы-деляет цвет, форму, величину
5 Различает «много» предметов и «один»
6 Строит разнообразные постройки,
используя объёмные и плоскостные палочки,
7 Использует речь в процессе игры.
8 Умение осваивать действия с предметом.
9 Умение принимать игровую зада-чу.
10 Умение эмоционально - положи-тельно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.
Итог
Д/и с палочками Кюизенера
Перспективный план использования палочек Кюзенера в режимных моментах
Октябрь.
Знакомство с палочками Кюизенера. Познакомить детей с палочками как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни того или иного ребенка. Обра-тить внимание детей на свойства палочек.
Ноябрь.
Игра «Разноцветные палочки». Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение группировать, классифи-цировать палочки по цвету. Развивать речь, внимание, память.
Игра «Строим дорожки». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия основных цветов, раз-вивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т. д.
Игра «Поезд». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия эталонов цвета, развивать комби-наторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, па-мять, воображение.
Игра «Чудесный мешочек». Закрепить эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внима-ние.
Декабрь
Игра «Найди и покажи». Упражнять детей в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.
Игра «Построим заборчик». Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи.
Игра «Спрячь игрушку». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Развивать представление о высоте палочек. Закрепить понятия «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать па-лочки по высоте и длине.
Игра «Построим мостик». Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длин-нее», «короче», «одинаковый», «уже», «шире». Организовывать сюжетно – ролевую игру. Развивать умение согласо-вывать действия, считаться с мнением товарищей
Январь
Игра «Дорожки для матрешки». Закрепить знания эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь.
Игра «Угадай – ка!» Работа с картами – схемами. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Раз-вивать логическое мышление, речь.
Игра «Разложи по цвету». Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упраж-нять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь.
Игра – занятие «Высокий – низкий». Формировать умение детей различать предметы по высоте и длине; находить лишний предмет; сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга. Формировать умение детей двигаться одновременно в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга
Февраль.
Игра «Один – много». Закрепить количественные представления один – много – ни одного. Развивать логическое мышление, память.
Игра «Лесенки». Работа с картами – схемами. Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.
Игра «Башенки». Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.
Игра – занятие «Идет коза рогатая». Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Закрепить понятие о величине: большой – маленький.
Игра «Конструирование геометрических фигур». Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свой-ствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квад-рат, треугольник, прямоугольник.
Игры – конструирование. Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в кон-струировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямо-угольник.
Март
Игра – занятие: «К нам приехали игрушки». Формировать умение детей правильно называть игрушки, развивать элементы математических представлений, развивать понятие цвета, воспитывать чувство сострадания и доброжелатель-ности.
Игра – инсценировка: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок!» Познакомить детей со сказкой, сопро-вождая рассказывание показом персонажей и их действий (с использованием настольного театра). Развивать творческие способности к моделированию и конструированию. Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие.
Апрель
Игровая деятельность: «Помоги зайчику». Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки». Закрепить понятие «одинаковый (равный) по длине (высоте)». Развивать мышление, воображение. Воспитывать доброту.
Игровая деятельность: «Поможем маме – зайчихе». Закрепить знания о диких животных. Уточнить представление детей о таких качествах, как «широкий», «узкий». Развивать представление об эталонах цвета. Дать представление об овале.
Игра «Бусы». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Закреплять названия геометрических фигур. Упраж-нять в счете
Игра «Разноцветные флажки». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете.
Май
Игра «Сушим полотенца». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).
Игра «Зайка». Закреплять умение сравнивать предметы по дли не и высоте; обозначать словами результат сравне-ния.
Подвижная игра: «Найди свой домик». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).
Подвижная игра: «Где больше?». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравни-вать предметы по количеству: больше – меньше. Развивать внимание, память.
Игра «Дорога к дому». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Формировать умение ориентироваться на ограниченной площади.
Список использованных источников
1. Базик И. Я. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию при ознакомлению де-тей дошкольного возраста с литературными произведениями. Авторский реферат. Москва 1986г.
2. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? М. ; Издательство ГНОМ и Д. 2008, -64.
3. Панова Е. Н., - Воронеж: ЧП Лакоценина С. С., 2007.-96 с.