Евгения Курамшина
Консультация «Использование моделирования (мнемотаблиц) при ознакомлении со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте.
Но далеко не каждый, в дальнейшем, может построить развернутый и связный рассказ, придумать сочинить стихотворение, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Как же помочь?
Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомится хотя бы с одной из существующих.
Публикация «Консультация „Использование моделирования (мнемотаблиц) при ознакомлении со сказкой“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Сказка занимает особое место в жизни детей. Здесь соседствуют добро и зло, верность и предательство, дружба и вражда. Разыгрывая сказку, дети как бы проживают ее, принимая на себя определенную роль. При освоении сказки хорошо использовать игры – драматизации, настольный театр, в них могут принимать участие несколько детей или ребенок и взрослый. Дети смогут выразить свое эмоциональное отношение к героям сказки голосом, мимикой, посредством движений. Иными словами, как бы прожить ее. Однако подлинное проникновение в сказку включает в себя и анализ основных событий, понимание связей между ними – а это не просто для детей. Их часто сбивают детали произведения, которые показались им наиболее важными, они могут повторять неоднократно («А у волка большие зубы», «У него пасть была страшная», «Волк зубами щелкал, голодный и т. д.», забывая о дальнейшем развитии событий.
А ведь основное для рассказчика быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Мы знаем, что важным средством познания является наглядное моделирование (т. е. использование детьми разного рода условных заместителей предметов. Поэтому для выявления структуры сказки можно использовать различные наглядные модели. Уже с 3-х лет можно начинать разыгрывать сказки с их помощью, что позволит как бы «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки.
Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы ребенок прослушал выразительное чтение сказки, рассмотрел иллюстрации, ответил на вопросы, разыграл сюжет в настольном театре или по ролям. Только после этого, с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное. В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественное произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.
Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда : круги, полоски. Например, чтобы разыграть сказку «Репка» воспитатель обсуждает с детьми, кого из героев будет заменять та или иная полоска. На следующем этапе работы, по мере прочтения сказки, ребенок раскладывает заместители в нужном порядке. Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.
С 3-х летними детьми можно также использовать двигательное моделирование. Например, воспитатель может разыграть сказку «Лиса, заяц и петух». Для этого используют круги одинакового размера, но разных цветов: заяц (белый, лиса (оранжевый, петух (красный) и т. д. В этом случае взрослый рассказывает сказку, а ребенок выполняет все необходимые действия (ушел, пришел и т. д.). На столе, где будет разыгрываться сценка, можно расположить декорации, вырезанные из бумаги. В некоторых случаях сочетаются оба вида моделирования : двигательное и сериационный ряд (например, сказка «Три медведя»).
При проведении таких занятий особенно важно, чтобы дети понимали принцип замещения. Поэтому, до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого – либо героя сказки. Ребенок может использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку). Если брать за основу соотношение величины героев (например, в сказке «Теремок», тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использовать символику цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – темными.
Ребенку нужно помочь не просто играть с предметами – заместителями, но четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребенок делает не то, что ему хочется, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы самоконтроля.
Задания можно усложнять, предлагая детям не только распределить между персонажами круги, но и выбрать только те, которые нужны для данной сказки. В этой ситуации ребенок должен уже мысленно представлять основных героев сказки, знать их характеристики и самостоятельно подбирать соответствующие модели.
Если дети легко выполняют задание, предлагаем им самим придумать, как можно обозначить персонажей сказки.
Дети постарше могут пересказывать эпизоды сказок с опорой на подобранные заместители. Воспитатель просит рассказать, что происходит в данный момент, и помогает ребенку как можно точнее пересказать нужный эпизод. Переходя от эпизода к эпизоду в зависимости от расположения заместителей, дети пересказывают сказку полностью.
В 5-6 лет переходим к новому виду моделирования использованию временно – пространственных моделей (блоки – рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей помогает понять основную последовательность событий сказки. Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала воспитатель обсуждает с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей могут быть использованы схематические изображения фигурок: цветные круги, палочки разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много, и они действительно соответствовали бы событиям произведения. Затем, глядя на модель дети пытаются пересказать сказку.
Если дети вместе с вами легко составляют и используют при пересказе подобные модели, переходите к самостоятельному моделированию сказок и историй. Обычно это происходит к 6 – 7 годам. Начинать нужно с небольших сказок или историй. Вы можете сочинить их сами или использовать короткие рассказы, например, В. Сутеева. В этом случае вы читаете сказку или историю и просите детей составить «подсказку» к ней. Дети же самостоятельно придумывают заместители для персонажей, мысленно делят произведение на отдельные эпизоды и рисуют модели (карандашами, фломастерами).
Задача взрослого – помочь детям проанализировать составленную модель, оценить точность членения на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения. Важно только, не исправлять речевые ошибки. когда ребенок фантазирует в процессе своего творчества, а отметить потом, как лучше и точнее можно было сказать.
И так, из всего выше сказанного следует что с помощью сказки, применяя метод моделирования, дети поймут и смогут воспроизводить текст, у них активнее развиваются умственные способности, речь, пополняется словарный запас, дети пытаются самостоятельно сочинять сказки, у них возникает желание творить.