Екатерина Новикова
Консультация «Использование малоподвижных игр в подготовке старших дошкольников к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование малоподвижных игр в подготовке старших дошкольников к обучению в школе
Цели малоподвижных игр :
снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;
снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности пальцев, координации движений рук и ног;
развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
получение удовольствия и создание хорошего настроения.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Малоподвижные игры
- Старшая группа
- Темочки
Малоподвижные игры являются отличным дополнением к учебному процессу для развития важнейших психических свойств и качеств личности ребенка, таких как наблюдательность, внимание, произвольное поведение, быстрота реакции, волевые качества, творческие способности.
В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Спецификой малоподвижных игр является способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др., движения, которые включаются в игру, методика проведения игры (выбор игры, место проведения, подготовка к игре, сбор детей на игру, объяснение игры, проведение игры, окончание игры, темп, в котором она ведется (медленный, количество повторений движений.
Эти игры не требуют подробного объяснения правил. Воспитатель сам показывает детям движение или выбирает для этого кого-либо из детей.
Малоподвижные игры подразделяются на:
игры, способствующие развитию мелкой моторики рук и сенсорики;
игры, способствующие развитию внимания (слухового, моторно-двигательного);
игры, способствующие развитию интеллекта;
игры, способствующие развитию слуха, зрения и речи;
игры, способствующие развитию наблюдательности;
игры, способствующие развитию быстроты реакции и координации движений.
Малоподвижные игры не требуют большого пространства. Они доступны в любую погоду и любое время года. Дети играют в них с удовольствием.
Можно выделить следующие этапы проведения малоподвижных игр :
1. Сбор детей ( привлечение внимания: свисток, призыв, демонстрация объекта/игры).
2. Начало игры. Проводится беседа с объяснением правил игры. Если игра проводится повторно, то объясняется в формате вопросов на знание правил.
3. Процесс игры. В первое знакомство с игрой ведущим выступает чаще всего воспитатель, в дальнейшем дети самостоятельно выбирают ведущего либо используется принцип «по очереди».
4. Завершение игры. Подводятся итоги и задаются вопросы, понравилась ли игра, было ли интересно?
Примером малоподвижных игр может служить набирающая популярность игра «Дубль». Игра содержит несколько карт с множеством картинок (по 5-7 картиной на карте). Каждая карта уникальна, но на каждой паре карт имеется одна (и только одна) общая для этих карт картинка. Именно на поиске этого совпадения и построена игра «Дубль».
Варианты карточек «Дубль» очень разнообразны. Можно подобрать практически под любое занятие, тему (цифры, буквы, профессии, животные, растения и т. д.).
Данная игра развивает внимание, влияя на все его характеристики: произвольность, объём, концентрация, распределение, устойчивость, переключение. Дубль развивает реакцию, как двигательно-моторную, так и речевую.
В игре также идет адаптация к условиям постоянно меняющейся задачи. Этот полезный навык переноса внимания будет важен в будущем в условиях быстро меняющихся заданий в школе.
Для старших дошкольников данная игра полезна в первую очередь для активизации речи, развития координации речи с движением, актуализации словаря детей. Для достижения этих целей перед началом игры необходимо проговорить с детьми названия всех символов и обсудить правила, при которых выигравшим будет не тот, кто быстрее схватил карточку, а тот, кто четко и внятно назвал совпадающие символы.
Вариаций использования карточек «Дубль» и игр с их применением великое множество.
Для формирования навыка правильного согласования существительных с притяжательными местоимениями (мой, моя, мои, моё) воспитатель перед началом игры проговаривает с детьми, что назвав общий символ, нужно ещё и подобрать к нему нужное местоимение и только после этого карточка окажется у ребенка.
Для формирования навыка правильного согласования существительных с прилагательными перед началом игры воспитатель разъясняет детям, что к каждому символу можно подобрать прилагательное. Карточка окажется у того, кто не только быстрее найдёт общие символы на карточках, но и произнесет два слова вместе (существительное плюс прилагательное).
Для развития слухового внимания (что будет очень важно в школе, где все задания даются устно и достаточно быстро) перед игроками раскладываются несколько карточек и воспитатель произносит: «Я загадал такую карточку, на которой есть кошка и цветок». Побеждает тот, кто быстрее всех найдёт загаданную карточку.
Для развития слуховой памяти карточки располагают в отдалении от детей. Воспитатель просит найти карточку, на которой изображено. Дети получают задание найти такую карточку, на которой будет, например, кошка и цветок, затем пройти (покружиться на месте, обойти препятствие, проползти под преградой и т. д.) и найти загаданную карточку.
Для развития зрительной памяти каждому ребенку выдается по карточке и даётся время на запоминание символов на ней, затем карточки переворачиваются или отдаются воспитателю. Победит тот, кто сможет вспомнить больше символов со своей карточки.
Для развития связной речи и умения фантазировать ребенку выдается карточка и даётся время на придумывание рассказа с использованием слов-символов на ней. Дети могут придумать самые фантастические рассказы с неожиданным сочетанием действующих лиц. Оценивается связность рассказа и количество использованных символов с карточки.
Список литературы:
1. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет // М. : Мозаика-Синтез, 2013.
2. Борисова М. М. Особенности проведения малоподвижных игр и игровых упражнений в работе с дошкольниками // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2011, № 4.
3. Когда за окном дождь… / Автор-сост. С. Н. Петрова. – М. : Центр дополнительного образования «Восхождение», 2010.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. : Мозаика-Синтез, 2005.