Надежда Валентиновна Щуклова
Консультация «Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Главной и отличительной чертой современного общества является зависимость детей от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Я считаю, что наглядность является одним из основных дидактических принципов педагогики. Использование наглядного материала очень важно на протяжении всего процесса. Поэтому нужно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Публикация «Консультация „Использование инновационной технологии „мнемотехника“ для развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Напомню, что для повышения уровня развития речи используются следующие методы : наглядные, словесные, практические. Также для развития речи детей используются игровые приемы (дидактические игры, словесные приемы (образец рассказа педагога, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи и вопросы).
Все педагоги знают, какие существуют проблемы у детей дошкольного возраста. К ним относятся:
• недостаточный словарный запас;
• плохая дикция;
• бедная диалогическая речь;
• неспособность построить монолог;
• отсутствие навыков культуры речи.
В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. Что такое мнемотехника?
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Поскольку у ребят дошкольного возраста очень сильно развита зрительная память, пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают ассоциативные ряды, связывающие их между собой.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т. д. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить ее так, чтобы нарисованное было понятно детям.
И для того чтобы занятия мнемотехникой приносили результаты, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации. Именно:
• независимо от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов, а после их успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам;
• схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными (в противном случае они не заинтересуют дошкольника);
• тематику занятий необходимо менять ежедневно;
• со старшими детьми не стоит использовать более 2 мнемотаблиц в день.
Мнемотехника помогает развивать :
• ассоциативное мышление;
• воображение;
• зрительное и слуховое внимание;
• зрительную и слуховую память.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребенка затрудняет его общение и накладывает на характер ребенка много комплексов.
Поэтому я на своих занятиях по развитию речи, окружающему миру с детьми дошкольного возраста, с большим удовольствием использую таблицы мнемотехники. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе.
Я их использую для :
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественных произведений;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихотворений;
• при ознакомлении с окружающим миром.
Дети с удовольствием пользуются такими таблицами на занятии. Какие же успехи и результаты появились у детей при использовании мною таблиц мнемотехники :
• расширился активный и пассивный словарный запас;
• появилось желание пересказывать сказки, рассказы придумывать интересные истории – как на занятиях, так в повседневной жизни;
• расширился круг знаний об окружающем мире;
• появился интерес к заучиванию стихотворений и малых фольклорных форм.
Опираясь на опыт, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов, пересказа сказок, загадывание загадок, заучивание стихотворений для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Данные схемы помогают моим воспитанником самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения художественного произведения, обогащают их словарный запас.
Я считаю, что использование мнемотехники на занятиях с детьми дошкольного возраста открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Это даёт детям возможность усваивать сложный материал легко и быстро. И занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.