Дина Касимова
Консультация «Игры с водой и песком для детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того на сколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
В этот период маленький человек активно познает мир окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, в игре, на занятиях.
Публикация «Консультация „Игры с водой и песком для детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с водой для дошкольников
- Игры с песком
- Игры с песком летом. Консультации
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
В освоении окружающего мира в раннем возрасте особое значение имеет кожная чувствительность ребенка. Кроме этого интерес к окружающему миру обусловлен, прежде всего, возможностями практического действия с предметами: он получает удовольствие трогать, открывать, пересыпать, переливать. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, стоить постройки, а потом разрушать их и снова строить.
Малыши очень любят такие игры. Поэтому в группах для детей 1-2 и 2-3 лет рекомендуется организовать уголок «Песок-вода».
Игры с песком и водой помогают воспитателю в решении важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет:
1. В играх с песком и водой у детей лучше развиваются познавательные функции. Организовывая игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка.
2. Такие игры способствуют развитию речи, а именно обогащению словарного запаса. Через воздействие на кожу и развитие мелкой моторики песок и вода воздействуют на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности, а значит речи в целом.
3. Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться, развивает воображение и творчество.
4. Игры с песком и водой обладают психопрофилактической ценностью. Они успокаивают (особенно гиперактивных детей). А также помогают отвлечь малышей от переживаний разлуки с мамой в период адаптации.
5. Создают благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Игры с водой или песком вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности. Могут развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой.
6. Игры с песком и водой способствуют развитию самостоятельности. Отмечается что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры.
Для решения данных задач необходимо правильно оформить специальный уголок для игр с песком и водой.
Такие игры лучше размещать ближе к источнику воды. Обязательно в этом месте нужно постелить пластиковый ворсистый коврик. Иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники). Если нет возможности приобрести специальное оборудование для игр с песком и водой, можно в детском столике с одной стороны вырезать отверстие для таза или ведра (в которых будут находиться вода и песок, а с другой- закрепить лист оргстекла, на котором ребенок будет действовать с этими материалами. Рядом в коробку. В контейнер или на полку поставьте необходимые предметы: емкости для переливания воды, резиновые надувные мелкие игрушки, игрушки - забавы для игр с водой (плавающие игрушки, мельнички и др., шарики для пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампики и т. д.
Для игр с песком нужны :
-совки,
-разнообразные формочки,
-некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов, размеров,
-палочки,
-грабельки.
Для игр с водой :
- набор резиновых и пластиковых игрушек,
-сачок,
-черпачок,
-разноцветные пластиковые шарики,
- набор игрушек из различных материалов, (для игр плавает или тонет);
- набор камешков, ракушек и т. д.
Необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим.
Условия для их хранения:
Материалы должны быть размещены и храниться так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.
Требования к материалам: целесообразно заполнять водой или песком до уровня ниже 10-15 см от верхнего края емкости, чтобы не разбрызгивать и не рассыпать воду и песок. Объем воды или песка по высоте должен быть не меньше 10 см от дна емкости, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, или закапывать и находить небольшие игрушки. Это способствует разнообразию игровых действий детей.
3. Соблюдение гигиенических условий: хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
Для организации “Водного царства” важно учесть требования безопасности:
Во-первых, песок должен быть просеянный, промытый и обеззараженный – его нужно прокалить в духовке или прокварцевать (это делают 1 раз в 3-4 месяца). Он не должен быть не слишком крупным, не слишком мелким. Можно использовать готовый кварцевый песок (он более мелкий, речной или морской.
Во-вторых, вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей тактильного дискомфорта у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
В-третьих, во время игр обязательно следить, чтобы дети не брали в рот песок и воду, не кидали песок и не проливали воду.
В-четвертых, очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком :
-нельзя намеренно выливать воду на пол;
-выкидывать песок на пол;
-нельзя брызгать водой на других детей;
-бросать песок;
-после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Для того, чтобы дети правила поведения запомнили лучше, можно использовать художественное слово, которое при неоднократном повторении дети могут и выучить:
Мы в песочнице играем,
Никому здесь не мешаем
И ребяток не толкаем,
Песок на пол не кидаем,
В рот его мы не берём,
А после игры всё приберём!
Мы с водичкою играем,
Никому здесь не мешаем
И ребяток не толкаем,
Ничего не отбираем!
Воду на пол мы не льём,
И водичку мы не пьем!