МААМ-картинки

Консультация «Играем вместе с ребенком»

Эмма Леонидовна Каукина
Консультация «Играем вместе с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы

Играем вместе с ребенком.

Родителям важно знать, правильно ли развивается их ребенок. Еще важнее знать и понимать, что каждый ребенок индивидуален, темпы развития у разных детей, даже близнецов, могут быть различными. И все же есть общие закономерности развития дошкольников, которые и позволяют выделить важные вехи формирования движений, речи, внимания, памяти и других функций.

Как играть с ребенком.

Публикация «Консультация „Играем вместе с ребенком“» размещена в разделах

Ребенок дошкольного возраста проводит много времени, играя, познает мир в игре, развивается, включаясь в самые разные виды игр. Игра стимулирует развитие, а развитие, в сою очередь, определяет изменение характера игры дошкольника. Малыш-дошкольник чаще играет сам с собой, с игрушкой или подражая взрослым. Это тоже игра, но еще без сюжета, без цели, игра-подражание. К старшему дошкольному возрасту характер игры меняется, в ней появляются определенные правила, сюжет. Можно сказать, что игра для ребенка – это особый способ познания. Ребенок может играть с чем угодно, с кем угодно, всегда – в любое время, в любой ситуации. Родители часто жалуются, возмущаются: «Игрушки не знаем куда складывать, покупаем все новые и новые, а он день поиграет, и уже не интересно». Ситуация типичная, но ребенок не виноват, его нужно научить играть с любой игрушкой – с куклой и машинкой, с кубиками или конструктором. Взрослым нужно знать и помнить, что они должны объяснить и показать несколько вариантов игры, а потом подсказать, как можно было бы разнообразить эти варианты. Через некоторое время можно «надоевшие» игрушки спрятать и вернуться к ним через некоторое время заново с новыми вариантами игры.

Первый вид игры, которую осваивает ребенок – это так называемые сенсорные игры. Дети все пробуют, трогают, щупают. Эти игры продолжаются весь дошкольный возраст. Так дети узнают свойства различных материалов, вес предметов, структуру поверхностей, учатся различать температуру, наблюдают за превращениями, например, воды, учатся дифференцировать и различать запахи, вкусы и т. п. В старшем дошкольном возрасте такого рода игры – это, как правило, маленькие исследования, собственные эксперименты, очень увлекательные и познавательные, в которых они учатся наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы. К сожалению, взрослые не часто используют широкие возможности сенсорных игр для развития старшего дошкольника, расширения его знаний. Дети очень любят играть с песком, землей, водой, камешками, ракушками. Им позволяют играть в эти «грязные» игры у воды, на пляже, в песочнице, но это бывает так редко и длится очень короткое время. Можно ли дома? При желании (взрослых) – конечно. Нужно только постелить клеенку на пол и определить условия игры. Можно дать фартук и «замесить тесто» из песка – сколько возможностей, сколько открытий, замечательная тренировка моторики.

Перебирая камешки, ракушки, шарики, бусины, пуговицы, дети чувствуют их твердость, гладкость, шероховатость, размер, форму, определяют свойства разных материалов. Дети часто хранят свои «сокровища» в коробках, там есть все: ленточки и бусы, пробки и камешки, пуговицы и обрывки тканей… Иногда взрослые смеются над маленькими «плюшкиными», но это необходимо для сенсорных игр. В игре удовлетворяются потребности ребенка в поиске новых ощущений, в познании окружающего мира, в удовлетворении своего любопытства и получении удовольствия.

Моторные игры (подвижные игры). Самые простые из этих видов игр – появляются в арсенале детских игр очень рано, но к старшему дошкольному возрасту этим видам игр уделяется уже мало внимания. Современные дети практически не играют в «классики», «лапту», не прыгают через скакалку, исчезли дворовые футбольные команды, в которых играли вместе дети всех возрастов, в том числе и младшие дошкольники. Отсутствие подвижных игр в деятельности детей – это зачастую не нежелание, а просто неумение в них играть. Это не только ведет к общему снижению двигательной активности и тормозит моторное развитие ребенка, но и лишает его положительных эмоций, которыми насыщены подвижные игры. Совсем не сложно, но необходимо научить детей играть в такие игры.

Речевые игры. Игры «в звуки», «в слова», рифмование, сочинение четверостиший, описание картинок, событий, окружающих предметов и многие другие варианты игр, развивающих диалогическую и монологическую речь ребенка, расширяющих запас слов, формирующих богатство грамматических конструкций речи, к сожалению, недостаточно используются в игре со старшими дошкольниками. Следует заметить, что подобные игры не требуют какого-либо оборудования (например, компьютера или компьютерной приставки, а развивающий эффект таких игр несравненно выше, чем эффект любой игры за компьютером.

Игры с конструкторами (моделями) – достаточно сложный вариант игры старших дошкольников, необходимый для развития творчества, воображения, способствующий развитию организации деятельности, внимания, памяти, мышления. Начинаются эти игры с набора кубиков и заканчиваются сложнейшими конструкциями кораблей, самолетов, архитектурных сооружений, которые собираются и в подростковом возрасте. Наиболее простыми являются варианты игры, основная задача которых состоит в сборке чего-либо из деталей, когда неизвестно, что может получиться (складывание кубиков). Игра в кубики может быть не только очень увлекательным, но и чрезвычайно полезным занятием. Даже если складываются по картинке, можно учить ребенка внимательно рассматривать картинку и кубики, определять, в какой части картинки на кубике необходимо достраивать, искать подходящие кубики и т. п. Гораздо сложнее сборка по образцу (по модели, по рисунку, но, пожалуй, самый сложный вариант, когда есть цель, например, собрать автомобиль, но нет модели, и ребенку нужно самому представить себе эту модель или нарисовать ее.

По мнению известного российского психолога А. Р. Лурия, правильно организованная конструктивная игра должна строиться по определенным правилам:

- она должна ставить перед ребенком определенную задачу;

- ребенку нужно помочь найти средства и способы решения задачи – выделить необходимые элементы, их сочетания, способы соединения, пространственное расположение, показать последовательность (ход) выполнения задания и т. п.

Основная ошибка взрослых в таких играх – отсутствие подробного объяснения задачи, последовательности действий и показа.

Обычно детям говорят: «Смотри, здесь все нарисовано, сделай так же», но дошкольнику еще очень сложно спланировать последовательность действий, он действует методом проб и ошибок, а это может не дать результат, ребенок может огорчиться и потерять интерес. Так часто и бывает. В старшем дошкольном возрасте играть с разнообразными конструкторами интересно и мальчикам и девочкам. В настоящее время конструкторов так много, что возникает необходимость сделать правильный выбор.

Игры с конструкторами помогают развивать внимание и память, зрительное восприятие и моторику, позволяют сформировать все компоненты организации деятельности (понимание задания, удержание его в памяти, составление плана выполнения, контроль и исправление ошибок в ходе работы, развивают творческое воображение.

Конструкторы, состоящие из деталей простых геометрических форм, дают простор для творчества. Например, из деталей строительного конструктора можно собрать не только дома и различные механизмы, но и «создать» человека. Многие дети с легкостью складывают фигурки людей из самых различных конструкторов.

Конструктор из плоских деталей разной геометрической формы с прорезями тоже дает больной простор для творчества. Соединение деталей конструкторов не только способствует развитию мелких мышц кистей рук, но и развивает чувство формы, цвета, будит творческую фантазию ребенка. Современные конструкторы очень разнообразны, кроме традиционных строительных и плоскостных, появились оригинальные конструкторы, состоящие из полых трубочек и соединительных деталей, позволяющих делать многообразные конструкции и предметы, развивающие пространственное восприятие и воображение. Дети с удовольствием фантазируют, придумывают разнообразные предметы, если взрослые поощряют творчество, а не критикуют полученный результат. Большой простор для творчества дают и головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо».

ТАНГРАМ

Сюжетно-ролевые игры, к сожалению, в последние годы вытесняются из жизни ребенка старшего дошкольного возраста, потому что требуют времени, неспешного развития действия, имитации поведения героя и взаимодействия с другими персонажами (партнерами) игры. Эти игры – полет фантазии, придумывания сюжета, его развития. Сюжетно-ролевые игры – основа развития социальных навыков ребенка, формирования его взаимоотношений со сверстниками, осознания своего «я». Именно в игре дети удовлетворяют свою потребность что-то сделать, кем-то себя почувствовать. Меняются условия жизни, изменяется среда, в которой растет ребенок, и это находит отражение в детской среде. Старшие дошкольники десятилетие назад играли в продавцов, а теперь – в менеджеров; раньше – в шоферов, а теперь – в гонщиков; прежде – в милиционеров или пожарных, а теперь – в спасателей МЧС; дети представляют себя моделями, дизайнерами, стилистами и т. п. Сюжетно-ролевая игра не только требует от ребенка знания предмета, ситуации, определенных оборотов речи, слов, действий, но и взаимодействия с другими детьми, принятия на себя определенной роли и понимания условности роли, которую играет партнер. В такой игре познаются свойства предметов, явлений, характер отношений между людьми, ребенок учится управлять своими действиями и эмоциями, считается с партнером, изменять по ходу задачу своего действия. Сюжетно-ролевая игра не менее важна для подготовки детей к систематическому обучению, т. к. именно в процессе такой игры развивается умение общаться со сверстниками, согласовывать с ним свои замыслы, обмениваться мнениями, намерениями. Дети учатся рассуждать, обосновывать свое мнение, считаясь при этом с мнением других, которые могут быть противоположными. В сюжетно-ролевой игре у детей есть уникальная возможность побывать не только в роли разных людей, «освоить» множество профессий, но и «совершить» самые увлекательные и невероятные приключения. В сюжетно-ролевые игры можно играть и вдвоем с ребенком, и с несколькими детьми (друзьями или соседями ребенка). Например, в игре «Море волнуется» ведущий (взрослый или кто-нибудь из детей) произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, строитель замри. Отомри». Все играющие показывают, какие действия выполняют строители, и рассказывают, что они строят. Например: «Я строю кинотеатр» и т. д. Изображая ветеринара, ребята рассказывают, какое животное они лечат и что с ним случилось. Например: «Я лечу кошку, у нее болит ухо. Я капаю капли в левое ухо». Чем менее развит ребенок, чем беднее его речь, чем сложнее ему размышлять, сравнивать, анализировать, чем меньше развито его воображение и творчество, тем скучнее игра, тем меньше в ней действия, партнеров, тем примитивнее сюжет.

Игры по правилам. Это необходимый вариант игр, позволяющий сформировать у старшего дошкольника способность контролировать свои действия, взаимодействовать с партнером, следить за последовательностью и правильностью действий, рассчитывать свои силы, предвидеть результат. Естественно, подобные игры возможны лишь тогда, когда ребенок может воспринимать инструкцию (правила) игры; способен удерживать эту инструкцию в памяти, умеет выполнять определенные действия по инструкции, понимает план действия, их последовательность. Кроме того, в этих играх ребенок учится, не посягая на интересы партнера, и проигрывать без обиды и без агрессии. Все эти навыки необходимы для дальнейшего обучения в школе, и только игра позволяет сформировать их.

Особого внимания в старшем дошкольном возрасте требует такая форма, как игра-занятие. Все познавательные функции – внимание, восприятие, память, речь, мышление – можно развивать, используя игры-занятия. Такая игра при подготовке к школе помогает не превратить занятие в нудную и непосильную учебу, в сложное выполнение даже самых простых заданий. Игра-занятие отличается от собственно учебного занятия тем, что ребенку дается определенное задание, но форма его подачи, оценивание результата, формулирование цели, которая ставится перед детьми, должны быть игровыми. В такой игре взрослый может быть учеником, а ребенок учителем, который объясняет правила выполнения задания, проверяет качество, оценивает и т. п., а потом учитель и ученик меняются ролями. Если занимаются несколько детей, то поочередно эти роли могут выполнять они. Вариантом игры-занятия может быть соревнование, но не на скорость выполнения, а на качество, и обязательно с какой-то наградой. Например, для того, кто придумает больше слов для описания яблока, яблоко и будет наградой. Вариантов игр-занятий бесчисленное множество. Например, игры на внимание «Ушки – носики» : ведущий называет части тела, а игроки должны показать их. При этом ведущий показывает другие части тела. Например, говорит ушки, а его руки касаются плеч. Главное условие – дети должны показать то, что называет ведущий. «Съедобное – несъедобное», Живое – неживое» - ведущий предлагает детям хлопать в ладоши, когда они слышат название съедобного продукта, и убрать руки за спину, когда слышат название несъедобного предмета. Точно такие же правила в игре «Живое – неживое». Подвижные игры, включающие чередование движения и неподвижности по определенному сигналу (хлопку) в ладоши или слову «Замри» застывает в той же позе до сигнала «Отомри».

В последнее время многие дошкольники увлечены компьютерными играми, разными вариантами электронных карманных игр. Многие родители считают это благом, т. к. дети, поглощенные игрой, часами не отвлекают взрослых, не балуются, не требуют внимания. С ребенком не нужно возиться, уделять ему внимание, заниматься. Порой семилетний ребенок лучше взрослых умеет включать компьютер, найти нужную программу, выбрать игру. Это даже вызывает восхищение. Кроме того, ребенок может использовать специальные термины, и это создает иллюзию высокого развития, необыкновенных способностей. Разумное использование игровых приставок и компьютера в течение определенного времени (не более 15-20 минут в день) возможно при условии, что ребенок действительно играет в соответствующие его возрасту развивающие игры. Такие игры могут оказать положительное влияние на организацию и контроль собственной деятельности, концентрацию внимания, развития зрительного восприятия и зрительной памяти, на формирование зрительно-моторных координаций, но нерегламентированные занятия, игры с навязанным быстрым темпом действия, жестокие игры могут привести к нарушению развития и психического здоровья ребенка. Компьютерные игры имеют свои плюсы и минусы. Конечно, их можно использовать, но они не могут и не должны быть «заместителем» родителей. Эти игры дают ребенку ощущение, что взрослые ему не очень-то нужны, он сам может занять себя, исчезает необходимость в общении, разговоре, взаимодействии. Ребенок не тревожит взрослых, но упускается время для самого главного – общения.

Особого внимания требуют коммуникативные игры. Обучение в школе – это прежде всего общение со сверстниками и взрослыми – учителями, причем следует отметить, что общение – это не просто действие, а взаимодействие двух и более людей. Общение выполняет многообразные функции в жизни людей, которые условно можно разделить на 3 группы: организация совместной деятельности; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга.

Именно на протяжении школьных лет все функции общения формируются в полной мере. Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит :

- благодаря обогащению опыта детей;

- благодаря постановке задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями, способностями;

- на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

- благодаря возможности для ребенка видеть образец действий и поступков взрослых;

- благодаря раскрытию детьми своего творческого начала и самобытности при общении их друг с другом.

Именно в старшем дошкольном возрасте важно научить ребенка общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Большинство современных детей имеют очень ограниченный круг общения (и со сверстниками, и с чужими взрослыми) и не знают элементарных формул общения, необходимых в повседневной жизни.

Как играть в коммуникативные игры?

Например: Задание-игра 1 «Давай познакомимся». Для игры можно использовать пальчиковую куклу или любую игрушку. Взрослый держит в руках игрушку и разговаривает от ее имени, взрослый говорит: «Меня зовут Мишка (Лисичка, Красная Шапочка, а тебя как? Давай с тобой играть (рисовать, прыгать и т. д.)». Опыт показывает, что дети с удовольствием включаются в такую игру, прекрасно понимая, что говорит взрослый. Продолжая игру, нужно поменяться с ребенком ролями. Ребенок говорит от имени куклы, знакомясь со взрослым, а взрослый отвечает.

Задание-игра 2 «Знакомство». Порой дети, гуляя на улице, не знают, как познакомиться со сверстником, стесняются, робеют. В этой игре детей просят познакомиться и предложить собеседнику поиграть вместе попарно, меняясь ролями. Можно использовать формулы: «Меня зовут. Давай играть вместе»; «Как тебя зовут? А меня… Можно с тобой поиграть; «Доброе утро. Я, у меня есть мяч. Давай поиграем; «Здравствуй, меня зовут… Это мой велосипед. Хочешь покататься?».

Задание-игра 3. Для того чтобы дети хорошо общались, им необходимо научиться понимать и различать состояние и настроение другого человека (ребенка, взрослого) по выражению лица, позе, взгляду, голосу. Так они учатся дифференцировать и свое собственное состояние и настроение. Ролевые игры, направленные на изображение эмоций и настроения, позволяют научить их этому. Ведущий называет, кого надо изобразить, а дети изображают различные эмоции и настроения. Для начала можно изображать сказочных героев (злых Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного, добрую волшебницу из сказок «Золушка» или «Спящая красавица», доброго Айболита и т. д.). В дальнейшем одних детей можно попросить изобразить эмоции обычных людей (радость, грусть, удивление, разыграть их поведение, а остальным предложить отгадать, что изображают первые.

Игры-ситуации показывают, как себя вести, и предлагают речевые формулы взаимодействия. Играть можно с игрушками, изображая героев прочитанных книг, сказок, разбирая бытовые ситуации. Так например:

1. Просьба – Мама, помоги мне, пожалуйста,. ; - Мама, у меня не получается, покажи, пожалуйста и т. д.

2. Благодарность – Дети и взрослые по очереди благодарят друг друга за совместную игру, подарок, помощь, используя одну из фраз: - Спасибо, мне так понравился; Спасибо, мне было интересно; Спасибо за помощь и т. д.

3. Поздравление – Дети и взрослые по очереди поздравляют друг друга с чем-нибудь, используя одну из фраз: - Я тебя поздравляю с!; Ты – молодец! У тебя очень здорово получилось! и т. д.

4. Извинение – Дети и взрослые по очереди извиняются друг перед другом, используя одну из фраз: - Извини, я не хотел тебя обидеть…; Прости, я случайно…; Извини, я больше не буду… и т. д.

5. Просьба разрешить, повторить, помочь – Дети по очереди просят о чем-либо, используя одну из фраз: - Анна Васильевна, разрешите мне…; Можно я сделаю (возьму, сяду и т. п.); Мне это не понятно, объясните, пожалуйста, я не понял…; Я не знаю, как это нужно сделать, объясните, пожалуйста… и т. д.

И так, десять советов родителям:

1. Помните, что игра – это и способ познания мира, и самая оптимальная форма развития ребенка.

2. Выбирайте игрушки в соответствии с возрастом ребенка и его возможностями играть с ними.

3. Старшего дошкольника можно привести в магазин игрушек сначала на «экскурсию», как в музей, для знакомства с разными видами игр и игрушек.

4. Если есть возможность, выбирайте игрушку вместе с ребенком, учитывая его интересы.

5. Научите ребенка играть в подвижные игры на свежем воздухе – это сделает прогулки не только полезными, но и очень интересными, увлекательными.

6. Не прерывайте игру на самом интересном месте, дайте ребенку возможность довести игру или ее часть до логического конца и продолжить в другое время.

7. Поощряйте творчество ребенка. Дайте возможность искать и пробовать новые варианты знакомых игр.

8. При игре с конструкторами объясните ребенку, что сборка сложной конструкции может занять не один вечер. Определите, какую часть вы сможете собрать за один раз.

9. Поощряйте самостоятельные варианты конструирования. Не критикуйте то, что ребенок делает из деталей конструктора самостоятельно.

10. Игры на развитие речи, внимания и памяти могут быть вашими добрыми попутчиками в дороге или ситуации ожидания.

Публикации по теме:

«Играем вместе» (внеклассное мероприятие для детей с родителями) Участники игры – дети и родители - делятся на две или три команды в зависимости от количества игроков так, чтобы в каждой команде были и.

Анкета для родителей «Играем вместе с детьми» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» Уважаемые родители! Целью анкеты является обобщение и закрепление представлений об игре.

Фотоотчет развлечения с родителями «Играем вместе с мамой»Фотоотчет развлечения с родителями «Играем вместе с мамой» В нашей группе прошло мероприятие, в виде игрового развлечения, целью которого было доставить радость от совместной деятельности, показать.

Как мы вместе играем (фотоотчёт)Как мы вместе играем (фотоотчёт) Загадка. Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней. (Доктор) Сюжетно-ролевая игра "Больница". Цель данной игры-расширить.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка. Играем вместе с ребенком» «Не мешай! Иди, поиграй!» - как часто родители произносят эту фразу. Современные родители знают, что у детей младшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Пасхальная открытка». Мастерим вместе с ребенкомМастер-класс «Пасхальная открытка». Мастерим вместе с ребенком В преддверии праздника Светлой Пасхи хочется своими руками вместе с детьми приготовить подарок родным. Эта открытка станет дополнительным.

Научитесь радоваться вместе с ребенком! Стремительно летит время, и вот уже совсем скоро мы будем встречать Новый год. Это праздник сюрпризов, подарков, перевоплощений, радости.

Памятка для родителей «Предлагаем вам поиграть вместе с ребенком дома» Памятка родителям «Предлагаем поиграть вместе с ребенком дома». Игра – помощник нам, бесспорно, Игре все возрасты покорны. Взаимодействие.

Порисуйте вместе с ребенком! Процесс рисования является очень серьезной работой. Даже обычные штрихи и закорючки несут для юного художника определенную информацию и.

Смотр-конкурс дидактических игр для экологического развития «Игры делаем своими руками: играем вместе, играем сами»Смотр-конкурс дидактических игр для экологического развития «Игры делаем своими руками: играем вместе, играем сами» Вступительное слово : (слайд №1) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я приветствую вас на смотре-конкурсе дидактических игр для экологического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Играем вместе с ребенком»
Опубликовано: 12 мая 2016 в 14:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Играем вместе с ребенком»» (включая файлы) размещена пользователем Эмма Леонидовна Каукина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД